Skip to main content

Self-declaration (class I and IVD’s)

Safest medical devices can follow the simplified conformity assessment procedure in Ukraine that is also known as “self-declaration”. 

The procedure applies only to the following classes of medical devices:

  • Class I medical devices, not sterile and without measuring functions;
  • Medical devices for in vitro diagnostics (analyzers, reagents, calibrators, controls, etc.) that are not included in the Lists “A” and “B” and are not intended for self-testing.

The Manufacturer and/or its Authorized Representative ensures and declares that the medical devices meet the provisions of the relevant Technical regulation which apply to them by preparing the technical documentation (that should include Ukrainian documents and forms), issues the UA Declaration of conformity, and submits the documents for registration to the competent authority State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control (“SMDC”). The procedure of internal control puts the responsibility of conformity assessment on the manufacturer and/or its Authorized representative. 

This procedure is established by Annex VIII to the Technical regulations on medical devices and by Annex III to the Technical regulations on medical devices for in-vitro diagnostics. Essential requirements for medical devices are defined in Annex I to each Technical regulation. The procedure of registration at the competent authority is approved by Order No. 122 of the Ministry of Health of Ukraine dated February 10, 2017.  

!

NB!The “self-declaration” procedure is not just the issue and submission of the DoC to the competent authority. This approach can lead to fines, the prohibition of the product circulation and additional VAT charges for the entire sales volumes. 

Annexes to the Technical Regulations describe exact steps and requirements that should be fulfilled prior to the issue and registration of the Declaration of conformity. 

If the “self-declaration” procedure is used, only Manufacturer and it’s Authorized Representative are responsible for conformity to all the requirements of the regulations. All evidence of conformity should be documented and kept for at least 5 years from the date of the placing of the last medical device on the market of Ukraine. 

Correct “self-declaration” procedure: 

1. Non-resident Manufacturer designates Authorized representative in Ukraine by issuing a properly executed document. An Authorized representative is responsible for placing of the medical devices on the market. The national Manufacturer need no Authorized representative. 

2. The Manufacturer or the Authorized representative should prepare / collect the technical documents as specified in the Annex to the Technical regulations (Annex VIII to TR 753 on medical devices / Annex III to TR 7534 on medical devices for in-vitro diagnostics). Based on this documentation, “internal quality control”, i.e. check of compliance with the requirements specified in Appendix I to the Technical regulations, should be carried out. 

After that, the Technical documents must be kept for five years from the date of the introduction of the last medical device into circulation in Ukraine. This documentation should be provided upon request by market surveillance authorities (State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control, State Consumer Service) during scheduled and unscheduled inspections.

The list of the documents for medical devices (Appendix VIII to TR 753): 

  • Description of the medical device and its modifications, information on the intended use;
  • Draft drawings, data on the manufacture of medical device, components, assemblies, etc.;
  • Results of risk analysis; 
  • Evidence of conformity to the requirements of the Technical Regulations: 
    • If standards are used: List of harmonized standards from the list approved by the Ministry of Health of Ukraine; 
    • If standards are not used:Description of the decisions taken to fulfill the requirements of the regulations;
  • Protocols of the testing for compliance with the standards, results of design calculations and tests; 
  • Decisions made during the development and design of medical devices aimed at eliminating or reducing risks (safe design and construction), taking measures to protect consumers, informing users on potential risks; 
  • Evidence of compatibility and characteristics preservation, if the device should be connected to another device; 
  • Results of nonclinical evaluation;
  • Results of clinical evaluation;
  • Labeling and IFU; 

List of documents for medical devices for in vitro diagnostics (Appendix III to TR 754): 

  • General description of the product, including any scheduled modifications;
  • Documents on the quality management system;
  • Information on the product design, characteristics of basic materials, characteristics and limitations of product use, manufacturing methods, as well as, if appropriate, information on designs of components, assemblies, circuits, etc.;
  • Information on the origin of human tissues or substances derived from the human tissue and conditions of their collection (if applicable); 
  • Descriptions and explanations required for the understanding of drawings, diagrams and the operation of the product;
  • Results of risk analysis; 
  • Evidence of conformity to the requirements of the Technical Regulations: 
    • If standards are used: List of harmonized standards from the list approved by the Ministry of Health of Ukraine; 
    • If standards are not used:Description of the decisions taken to fulfill the requirements of the regulations;
  • Descriptions of the procedures used for sterile products, products in special microbiological conditions or other purity conditions;
  • Results of the design calculations and tests;
  • Evidence of conformity and characteristics preservation when the device should be connected to another device (if provided); 
  • Testing reports;
  • Data on performance assessment that demonstrate the properties declared by the manufacturer, accompanied by a reference measurement system (if available) with the information on reference methods, reference materials (standard samples), known reference values, accuracy parameters and units of measurement used (based on clinical and other studies, bibliographic materials); 
  • Labeling and IFU; 
  • Results of stability studies.

Foreign manufacturer provides these data to its Authorized representative which is obliged to keep it for five years. National manufacturer develops and conducts testing and studies, stores these documents on its own.

3. If required, part of the documents should be translated into Ukrainian. 

4. Labeling and IFU should be prepared and must comply with the requirements of the Technical Regulations, the Laws "On Ensuring the Functioning of the Ukrainian Language as the State Language”, "On the Protection of Consumer Rights" and other legislative acts. 

5. The Essential requirements “checklist” (Annex I) is the main evidence of conformity of the medical device to the requirements of the Technical regulations. Checklist should be filled in Ukrainian language and kept with other technical documents as demonstration of conformity.  

The checklist is filled in on the basis of the documents described in clause 2 above. The checklist is usually filled in as a table with the list of decisions and evidence of conformity (standards, protocols, documents, etc.) provided for each requirement of the Technical regulation. 

The checklist is one of the main documents that are requested during inspections. 

6. After the internal control of the Essential Requirements, the Manufacturer or its Authorized representative can sign the Declaration of Conformity. 

By signing the Declaration, the Manufacturer or its Authorized Representative declares and guarantees that they have carried out all the necessary actions, checked and proved that the medical device meets the requirements of the Technical Regulations. By signing the declaration, the Manufacturer or its Authorized Representative confirms that all requirements for the medical device efficacy and safety have been verified and are met, and supporting evidences have been collected. 

The Declaration of Conformity is drawn up in free format, but there are a lot of peculiarities concerning its correct execution for trouble-free import, sale, participation in tenders, etc. 

After the issuance of the Declaration of Conformity, the Manufacturer or its Authorized representative has the right to affix the symbol (mark) of conformity with technical regulations on the labeling. 

7. Notification with a set of documents should be submitted to the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control for registration of the person responsible for placing of the medical device on the market. The State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control reviews the documents within 10 business days and, if they are duly executed, enters the information into the register. 

It is important to understand that the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control does not check the product class and does not conduct an expert examination of the documents prior to entering the information into the Register, but only checks formal signs, trusting and leaving the responsibility to the Authorized representative and the manufacturer. 

8. After entering the information into the register, the Manufacturer or its Authorized representative has the right to import the medical devices and place them on the market of Ukraine. 

!

The Manufacturer and it’s Authorized representative are responsible for the correctness of the self-declaration procedure; the minimum fine is UAH 51 000,00 (app. 1600 Euro). 

 

Most frequently asked questions 

Question: If the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control has completed registration, does this mean that the class of the product and the correctness of the “self-declaration” have been confirmed? 
Answer: No, the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control checks only formal signs and enters the data into the Register. Completeness and correctness of the documents are the responsibility of the Manufacturer and its Authorized representative. 

Question: Is the application to the designated authority required to carry out a “self-declaration” procedure?
Answer: No, it is not required. The letter confirming the product class is voluntary. All actions before submission to the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control can be carried out by the Manufacturer or its Authorized Representative on their own. 

Question: What is the responsibility if the Declaration is just signed and registration is carried out, without preparing and processing the rest of the documents? 
Answer: Market surveillance authorities carry out scheduled and unscheduled inspections of retail, storage and manufacturing sites of medical devices. The Manufacturer or the Authorized representative of the non-resident manufacturer is obliged to provide the technical documentation for the medical device and all other information confirming that the requirements of the technical regulation are met. According to article 44 of the Law of Ukraine "On State Market Surveillance and Control of Non-Food Products", the minimum fine for putting into circulation the products that do not meet the requirements of technical regulations is UAH 51,000. In addition, the market surveillance authority can issue a decision to suspend or prohibit the circulation of the products. There are also risks of additional VAT charges of up to 20 % and other fines. 

 

Cratia offers works on filling of the documents and performing an internal control ("self-declaration") of conformity with the requirements of the Technical regulations and registration in the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control. We proactively and professionally organize the process within short timeframes.

We provide:

  • Communication in understandable and professional language, including communication in English; 
  • All needed consultations regarding the requirements of the Technical Regulations, the list of required documents and the procedure for their legalization;
  • Professional expert examination of the documents;
  • Bilingual (Ukrainian-English) texts of the Agreement and the Power of Attorney for the appointment of the Authorized Representative in Ukraine individually developed for our partners;
  • Professional translations of the required documents;
  • Filling the Technical File and national documents: UA labeling, UA IFU (user manual), US checklist of Essential Requirements, UA Declaration of Conformity, UA cover letters; 
  • Submission and registration in the State Service of Ukraine on Medicines and Drugs Control; 
  • Transfer of properly executed documents for storage.

We provide preliminary consultations for free, please call us at +38 (044) 364-33-55, 364-30-03, or email us at info@cratia.ua, or visit our office.

Перейти к основному содержанию

Самодекларирование и регистрация

Самодекларирование - упрощенное название одной из процедур оценки соответствия, которая применима для наиболее безопасных медицинских изделий. 

Процедура применяется только для следующих классов медицинских изделий:

  • Медицинских изделий I-го класса, не стерильных, без функции измерения;
  • Медицинских изделий для диагностики in vitro (анализаторы, реагенты, калибраторы, контроли и пр.), которые не входят в Списки «А» и «В», и не предназначены для самоконтроля.

Производитель и/или его Уполномоченный представитель самостоятельно проводят внутренний контроль выполнения требований Технического регламента, выдают Декларацию о соответствии и подают документы на регистрацию в Государственной Службе Украины лекарственных средств и контроля за наркотиками (ГосЛекСлужба). Вся ответственность за проведенный внутренний контроль находится на производителе и/или его Уполномоченном представителе. 

Подробный порядок проведения процедуры описан в Приложении 8 к Техническому регламенту на медицинские изделия и в Приложении 3 к Техническому регламенту на медицинские изделия для диагностики in vitro. Список основных требований к медицинским изделиям указан в Приложении 1 “Основные требования”каждого технического регламента. Порядок регистрации в ГосЛекСлужбе утвержден Приказом МОЗ Украины №122 от 10.02.2017 года.  

!

Будьте внимательны! Процедура “самодекларирования” - это не просто подписание и подача в ГосЛекСлужбу нескольких документов. Такой подход приведет к штрафам, запрету на обращение и начислению НДС за весь период реализации. 

Приложения к Техническим регламентам описывают конкретные требования, которые должны быть выполнены до подписания Декларации соответствия и ее регистрации. Доказательство соответствия всем требованиям регламента при “самодекларировании” возложено только на производителя и Уполномоченного представителя. Все доказательства соответствия должны быть задокументированы и храниться в течении 5 лет с момента продажи изделия. 

Как правильно выполнить процедуру “самодекларирования”: 

1. Производитель-нерезидент назначает Уполномоченного представителя в Украине, путем выдачи надлежащим образом оформленного документа. Уполномоченный представитель является ответственным за введение медицинских изделий в обращение. 

Для национального производителя не требуется назначение Уполномоченного представителя. 

2. Производитель или Уполномоченный представитель должны подготовить техническую документацию, указанную в приложении к Техническому регламенту. На основании данной документации выполняется “внутренний контроль”, то есть самостоятельная проверка соответствия требованиям, указанным в Приложении 1 к Техническому регламенту. 

Затем техническая документация обязана храниться в течение пяти лет с момента введения в обращение в Украине последнего медицинского изделия. Данная документация предоставления на запрос органовы рыночного надзора (Гослекслужбы, Госпотреб Службы) во время плановых и внеплановых проверок. 

Список документации для медицинских изделий (Приложение 8 к ТР 753): 

  • описание медицинского изделия и модификаций, информацию о применении;
  • проектные чертежи, данные о производстве медицинского изделия, компонентов, узлов и пр.;
  • результат анализа рисков; 
  • доказательство соответствия требованиям Технического регламента: 
    • при использовании стандартов: список гармонизированных стандартов из перечня, утвержденного МОЗ; 
    • если стандарты не используются: описание решений, принятых с целью выполнения требований регламента;
  • протоколы испытаний стандартам, результаты проведенных проектных расчетов и проверок; 
  • решения, принятые при разработке и проектировании медицинских изделий, направленные на устранение или уменьшение рисков (безопасный дизайн и конструкция), принятия мер для защиты потребителей, информирование пользователей о потенциальных рисках; 
  • доказательства совместимости и сохранения характеристик, если изделие предназначено для подключения к другому изделию; 
  • результаты доклинической оценки;
  • результаты клинической оценки;
  • маркировку и инструкцию по применению; 

Список документации для медицинских изделий для диагностики in vitro (Приложение 3 к ТР 754): 

  • общее описание изделия, включая его любые запланированные модификации;
  • документацию по системе управления качеством;
  • информацию о конструкции изделия, характеристиках основных материалов, характеристиках и ограничениях использования изделия, методов изготовления, а также в случае необходимости информацию о схемах компонентов, узлов, цепей и т.д.;
  • информацию о происхождении тканей человеческого происхождения или веществ, полученных из такой ткани, и об условиях, в которых они были собраны (если применимо); 
  • описания и пояснения, необходимые для их понимания, чертежей, схем и функционирования изделия;
  • результаты анализа рисков; 
  • доказательство соответствия требованиям Технического регламента: 
    • при использовании стандартов: список гармонизированных стандартов из перечня, утвержденного МОЗ; 
    • если стандарты не используются: описание решений, принятых с целью выполнения требований регламента;
  • описание процедур, применяемых для стерильных изделий, продукции в специальном микробиологическом состоянии или другом состоянии чистоты;
  • результаты проведенных проектных расчетов и проверок;
  • доказательства соответствия и сохранения характеристик при подключении к другому изделию, если это предусмотрено; 
  • отчеты об испытаниях;
  • данные по оценке характеристик, демонстрирующие заявленные производителем свойства, сопровождаемые референтной системой измерений (при наличии) с информацией о референтных методах, референтных материалах (стандартных образцах), известных референтных значениях, параметрах точности и используемых единицах измерения (основанные на клинических и других исследованиях, библиографических материалах); 
  • маркировку и инструкцию по применению; 
  • результаты исследований стабильности.

Зарубежный производитель передает данную информацию своему Уполномоченному представителю, который обязан хранить ее в течение пяти лет. Отечественный производитель разрабатывает, проводит испытания и самостоятельно хранит данную документацию. 

3. При необходимости часть документации переводится на украинский язык. 

4. Разрабатывается маркировка и инструкция по применению, которые должны соответствовать требованиям Технического регламента, Законов “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного”, “О защите прав потребителей” и других законодательных актов. 

5. Заполняется “чек-лист” Основных требований (Приложение 1), который и является основным доказательством того, что медицинское изделие соответствует требованиям Технического регламента. Чек-лист должен быть заполнен на украинском языке и храниться вместе с другими техническими документами в качестве подтверждения соответствия.

Основанием для заполнения чек-листа является документация, описанная в п.2 выше. Чек-лист обычно заполняется в виде таблицы, в которой на каждое требование технического регламента дается список решений и доказательств соответствия (стандарты, протоколы, документы и пр.). 

Чек-лист является одним из основных документов, которые запрашиваются при проверках. 

5. После того, как проведен внутренний контроль выполнения Основных требований, производитель или Уполномоченный представитель подписывают Декларацию о соответствии. 

Подписывая Декларацию производитель или его Уполномоченный представитель заявляют и гарантируют, что провели все необходимые действия, самостоятельно проверили и доказали соответствие изделия требованиям Технического регламента. Подписывая декларацию, производитель или Уполномоченный представитель подтверждают, что все требования к эффективности и безопасности медицинского изделия ими проверены и выполняются, а подтверждающие доказательства собраны. 

Декларация о соответствии составляется в свободной форме, однако есть множество нюансов ее корректного оформления для беспроблемного ввоза, реализации, участия в торгах и пр. 

После выпуска Декларации о соответствии производитель или Уполномоченный представитель имеют право нанести знак соответствия на маркировку. 

6. Уведомление с перечнем документов подается в ГосЛекСлужбу для внесения в реестр. ГосЛекСлужба рассматривает документацию в течении 10 рабочих дней и в случае правильного оформления вносит информацию в реестр. 

Важно понимать, что ГосЛекСлужба не проверяет класс изделия и не проводит экспертизу документации при внесении в реестр, а проверяет только формальные признаки, доверяя и оставляя ответственность Уполномоченному представителю и производителю. 

7. После внесения в реестр, производить или Уполномоченный представитель имеют право импортировать и вводить в обращение медицинские изделия. 

!

Ответственность за правильность выполнения процедуры “самодекларирования” лежит на производителе и его Уполномоченном представителе, минимальный штраф составляет 51 000 грн

Подтверждение класса изделия и сертификат на проверку Технической документации 

Помимо описанных выше обязательных требований также существуют добровольные процедуры, которые в некоторых случаях могут свидетельствовать о правильности выполнения процедуры, упростить внесение в Реестр, импорт и участие в торгах. 

Письмо с подтверждением, что медицинское изделие относится к I-му классу риска, имеют право выдавать назначенные органы по оценке соответствия. Для получения решения необходимо подать пакет документов и оплатить экспертные работы. 

Аналогичная ситуация с Сертификатом проверки Технической документации, которая не является обязательной, однако свидетельствует о том, что документация на изделие собрана и предоставлена в достаточном объеме, чтобы подтвердить, что все требования  выполнены. 

 

Наиболее частые вопросы

Вопрос: Если ГосЛекСлужба провела регистрацию, означает ли это, что подтвержден класс изделия и правильность выполнения “самодекларирования”? 
Ответ: Нет, ГосЛекСлужба проверяет только формальные признаки и вносит данные в реестр. Вся ответственность за полноту и правильность оформления документации лежит на производителе и Уполномоченном представителе. 

 

Вопрос: Требуется ли обращение в назначенный орган для выполнения “самодекларирования”? 
Ответ: Нет, не требуется. Письмо с подтверждением класса изделия является добровольным. Все действия до подачи в ГосЛекСлужбу производитель или Уполномоченный представитель могут провести самостоятельно. 

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность, если просто подписать Декларацию и провести регистрацию, без подготовки и оформления остальных документов? 
Ответ: Органы рыночного надзора проводят плановые и внеплановые проверки розницы, мест хранения и эксплуатации медицинских изделий. Производитель или Уполномоченный представитель представителя-нерезидента обязаны предоставить техническую документацию на медицинское изделие и всю другую информацию, свидетельствующую о выполнении требований технического регламента. Согласно ст.44 Закона Украины “Про государственный рыночный надзор и контроль непищевой продукции”, минимальный штраф за введение в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов - 51 000 грн. Также орган рыночного надзора может выдать решение о приостановлении или запрете обращения продукции. Также существуют риски доначисления НДС до 20% и других штрафов. 
 

Компания «Кратия» предлагает работы по подготовке и оформлению документации, выполнению внутреннего контроля (“самодекларированию”) соответствия требованиям Технических регламентов и регистрации в ГосЛекСлужбе. Мы инициативно и профессионально организуем процесс в сжатые сроки.

Мы предоставляем:

  • коммуникацию на понятном и профессиональном языке, в том числе - на английском; 
  • все необходимые консультации касательно требований Технических регламентов, списка необходимых документов и порядка их легализации;
  • профессиональную экспертизу документации;
  • индивидуально-разработанный для наших партнеров двуязычные (украинско-английский) тексты Договора и Доверенности о назначении Уполномоченного представителя в Украине;
  • выполнение переводов необходимых документов на высоком медицинском уровне;
  • формирование Технического файла и оформление всех национальных документов: маркировка, инструкция (руководство пользователя), чек-лист Основных требований, Декларация о соответствии; 
  • подачу и регистрацию в ГосЛекСлужбе; 
  • передачу на хранение правильно оформленной документации. 

Предварительные консультации мы предоставляем бесплатно, звоните нам по телефонам +38 (044) 364-33-55, 364-30-03, либо пишите нам по е-мейл info@cratia.ua, либо приезжайте на встречу к нам в офис.