Перейти к основному содержанию

Регистрация лекарственных средств, фармаконадзор и GMP

Регистрация лекарственных средств, фармаконадзор и GMP

Термин “лекарственное средство” включает в себя готовые лекарственные средства для применения у человека и активные фармацевтические ингредиенты (АФИ). 

Лекарственное средство - любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), имеющие свойства и предназначенные для лечения или профилактики заболеваний у людей, любое вещество или комбинация веществ, которые могут быть предназначены для предотвращения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций у человека путем фармакологического, иммунологического или метаболического действия либо для постановки медицинского диагноза. 

С 2005 года законодательство Украины в отношении регистрации и обращения лекарственных средств постепенно гармонизируется с законодательством ЕС. На сегодня общие требования к регистрации и ее поддержанию, управлению безопасностью и качеством лекарственных средств близки к европейским. 

Лекарственные средства допускаются к импорту, реализации и применению в Украине только после их государственной регистрации, а также при условии выполнения требований к обеспечению их качества и безопасности.

Регистрация лекарственного средства выполняется Министерством здравоохранения Украины на основании экспертизы поданной Заявки и регистрационных материалов (регистрационного досье). Экспертизу проводит Государственное Предприятие “Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины”. 

Существует несколько путей регистрации: 

Ускоренные регистрации имеют ряд ограничений и особенностей. Например, регистрация по процедуре “признания” позволяет быстро зарегистрировать лекарства, одобренные в странах с высокими регуляторными требованиями, однако поддержание такой регистрации будет существенно дороже “стандартной” процедуры. 

Помимо регистрации, на Заявителя также возложены обязательства по мониторингу за безопасностью лекарственного средства и по подтверждению соответствия производства требованиям GMP. Таким образом, Заявителю необходимо: 

  1. Зарегистрировать и поддерживать регистрацию лекарственного средства.
  2. Создать и поддерживать систему фармаконадзора в Украине.
  3. Подтвердить и поддерживать соответствие производства требованиям GMP.

С 2006 года мы профессионально выполняем работы по регистрации лекарственных средств, глубоко разбираемся в требованиях законодательства и типах процедур. Мы провели регистрацию самых различных лекарственных средств более 200 зарубежных и национальных производителей. 

Наши специалисты отлично владеют законодательством, ведут переписку на английском языке, имеют большой опыт и смогут ответить на все вопросы. Начав сотрудничество с нами - Вы получите качественный, профессиональный и быстрый результат. 



Заявитель (держатель) регистрационного свидетельства 

Заявителем регистрации может быть как резидент, так и нерезидент Украины (например, сам производитель). Согласно законодательству именно Заявитель несет ответственность за качество, безопасность и эффективность лекарственного средства при обращении на территории Украины.

Если Заявитель и производитель – разные лица, то в регистрационные материалы необходимо включить документацию, поясняющую их взаимосвязь.

От Заявителя-нерезидента не требуется создавать представительство или другое лицо на территории Украины, однако Заявитель обязан:

Данные обязательства могут быть переданы на аутсорсинг третьей стороне, например компании «Кратия». 

В отношении активных субстанций (АФИ) не применяются требования к подтверждению / сертификации соответствия GMP, а также не требуется регистрация макетов.



Компетентные органы 

Министерство здравоохранения Украины (МЗ) является центральным исполнительным органом системы здравоохранения, принимает Заявки на регистрацию лекарственного средства и утверждает решения о регистрации приказами. 

Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины (ГЭЦ) выполняет экспертизу регистрационных материалов (досье) на лекарственное средство в ходе процедуры регистрации, выполняет надзор за безопасностью лекарственных средств (фармаконадзор).  

Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба) реализует государственную политику по контролю качества лекарственных средств и медицинских изделий, проводит работы по подтверждению (сертификации) производителей лекарственных средств требованиям GMP.



Выбор пути регистрации 

Законодательство дает возможность выбора между несколькими путями регистрации, каждый из которых имеет свои особенности: 

“Стандартная” процедура регистрации согласно порядку, утвержденному Приказом МЗ №426 -  универсальный путь для всех видов и типов лекарственных средств. Порядок описывает различные типы лекарственных средств (Заявок) и соответствующие им требования к регистрационному досье, процесс и сроки государственной экспертизы, порядок перерегистрации и внесения изменений. 

В зависимости от типа Заявки, срок экспертизы регистрационных материалов составляет от 90 до 210 рабочих дней, плюс срок, необходимый для ответов на замечания. 

Ускоренная регистрация путем “признания” согласно порядку, утвержденному Приказом МЗ №1245 - путь регистрации в Украине, основанный на признании регистрации в США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канаде или ЕМА по централизованной процедуре.

Специализированная экспертиза не проводится, а проверяется факт регистрации лекарственного средства компетентным органом референтной страны и идентичность информации в поданной Заявке на регистрацию в Украине. 

Срок регистрации составляет 10 рабочих дней, плюс срок, необходимый для ответов на замечания. 

Ускоренная регистрация путем “проверки аутентичности” согласно порядку, утвержденному Приказом МЗ №1391 - путь регистрации для лекарственных средств, которые закупают (1) международные специализированные закупочные организации и (2) лицо, уполномоченное на осуществление закупок в сфере здравоохранения (ГП «Медицинские закупки Украины»). Регистрация, полученная данным путем, дает разрешение только на поставку лекарства в специализированные закупочные организации. 

Регистрация по данному пути возможна только для лекарственных средств, одобренных компетентным органом США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канады, ЕМА по централизованной процедуре либо пре-квалифицированных ВООЗ. 

Специализированная экспертиза не проводится, а проверяется факт регистрации лекарственного средства и аутентичность (точность) перевода инструкции по применению на украинский язык. 

Срок регистрации составляет 9 рабочих дней, замечания не предусмотрены. 

Экстренная регистрация вакцин для профилактики COVID-19 согласно порядку, утвержденному Постановлением КМУ №95, позволяет получить разрешение на экстренное применение вакцин, на основании регистрации или разрешения на экстренное применение компетентного органа страны-члена ЕС, США, Великобритании, Швейцарии, Японии, Австралии, Канады, Китайской Народной Республики, Индии. 

Срок регистрации составляет 9 рабочих дней, регистрация выдается сроком на 1 год.

 

Типы Заявок и требования к регистрационному досье

В данном разделе мы описываем требования к регистрационному досье при “стандартной” процедуре регистрации. Требования к регистрационным материалам при ускоренных и экстренных путях регистрации могут существенно отличаться.

При регистрации Заявитель готовит Заявку (регистрационную форму) и обосновывает ее тип: 

  • лекарственное средство по полному (автономному) досье; 
  • генерик, гибридное лекарственное средство или биосимиляр;
  • лекарственное средство с хорошо изученным медицинским применением;
  • лекарственное средство с фиксированной комбинацией;
  • информированное согласие; 
  • традиционное лекарственное средство; 
  • лекарственное средство из продукции in bulk. 

Требования к регистрационному досье зависят от выбранного типа Заявки. 

Регистрационное досье подается в CTD формате с учетом национальных требований, таких как специфические национальные документы, требования к языку, оформлению и пр. 

Документация для новой регистрации состоит из следующих частей:

  • регистрационная форма (Заявка) и приложения к ней;  
  • регистрационное досье в CTD формате, состоящее из 5 Модулей (Модули 2-5 соответствуют требованиям ICH CTD);
  • перевод частей регистрационного досье на украинский язык;
  • специфические национальные документы, а именно:
    • МКК – методы контроля качества лекарственного средства, которые включают в себя состав продукта, спецификацию на выпуск и хранение, подробное описание методов, данные о производителях, описание системы упаковки, срок годности и условия хранения;
    • инструкция по применению – информация о применении лекарственного средства, которая наиболее часто поставляется в виде листка-вкладыша;
    • маркировка упаковки – описание информации, нанесенной на первичную и вторичную упаковку лекарственного средства.

Существует большое количество специфических требований к оформлению регистрационного досье, наиболее важные:

  • документация подается в бумажном виде (регистрационная форма; регистрационное досье, специфические национальные документы);
  • регистрационное досье имеет строгие требования к оформлению: количество страниц в папке, информация на обложке, нумерация страниц и оглавление;
  • регистрационное досье подается в нескольких неидентичных экземплярах;
  • регистрационное досье подается не вместе с Заявкой (регистрационной формой), а только после положительной экспертизы Заявки и оплаты счетов на экспертизу. 

 

Сроки экспертизы, в зависимости от пути регистрации и типа Заявки

“Стандартная” процедура регистрации (Приказ МЗ №426)

  • 210 рабочих дней: лекарственное средство, подаваемое на регистрацию по полному (автономному) досье, медицинские иммунобиологические препараты, биосимиляры;
  • 90 рабочих дней: для других типов лекарственных средств (генерики, хорошо изученное применение);
  • 45 рабочих дней: для орфанных продуктов и лекарственных средств для лечения социально опасных заболеваний (ВИЧ, вирусные гепатиты, туберкулез, онкологические заболевания);
  • 30 рабочих дней: для вакцин, анатоксинов и лекарств, закупаемых специализированными лицами или организациями. 

Ускоренная регистрация путем “признания” (Приказ МЗ №1245)

  • 10 рабочих дней; 

Ускоренная регистрация путем “проверки аутентичности” (Приказ МЗ №1391)

  • 5 рабочих дней; 

Экстренная регистрация вакцин для профилактики COVID-19 (Постановление КМУ №95):

  • 5 рабочих дней. 

Данные сроки не включают: 

  • анализ и перевод документации, разработку национальных форм и документов, формирование и оформление регистрационного досье; 
  • период первичной экспертизы регистрационной формы;
  • оплату государственных платежей и получение подтверждения об оплате;
  • время, необходимое для ответов на замечания;
  • время, необходимое для ввоза образцов и стандартов, проведения лабораторного анализа (если такой требуется);
  • финализирующие действия после экспертизы (проверка/вычитка проектов регистрационного свидетельства и приложений к нему);
  • подписание Приказа о регистрации лекарственного средства и выдачу оригиналов.

 

Регистрационное свидетельство 

Регистрационное свидетельство после первой регистрации выдается сроком на 5 лет (если путь регистрации не предусматривает другое). После перерегистрации выдается бессрочное свидетельство,  за исключением случаев, когда МЗ принимает решение о проведении дополнительной перерегистрации через 5 лет по обоснованным причинам, связанным с фармаконадзором.

Регистрационное свидетельство состоит из:

  • самого свидетельства, оформленного на специальном бланке с голограммой;
  • приложения: утвержденных методов контроля качества (МКК) лекарственного средства; 
  • приложения: утвержденной инструкции по медицинскому применению лекарственного средства;
  • приложения: маркировка упаковки. 

Все изменения (любых типов) также являются неотъемлемой частью регистрационного свидетельства.

 

Маркировка и инструкция по применению 

Информация для нанесения на упаковку и инструкция по применению проходят экспертизу при государственной регистрации и утверждаются как неотъемлемые приложения к регистрационному свидетельству. 

Язык маркировки и инструкции - украинский, другие языки допускаются в качестве дополнительных. 

После получения регистрационного свидетельства, но до ввоза лекарственного средства, Заявителю необходимо разработать графические макеты упаковки и подать их на регистрацию в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужбы).

К регистрируемым макетам упаковки предъявляется большое количество требований, в том числе - размер шрифта, расположение графических элементов, размеры упаковки, описание технических элементов, цветовые коды и пр. 

Каждая импортируемая серия лекарственного средства проходит обязательный визуальный контроль качества, при котором проверяется точное соответствие упаковки ранее зарегистрированным макетам. Малейшее несоответствие может привести к получению замечаний и приостановке выдачи заключения по качеству, проведению полного лабораторного контроля качества

 

Подтверждение соответствия производства требованиям GMP 

С 2002 года в Украине введен контроль соответствия производства лекарственных средств требованиям GMP (Good Manufacturing Practice), который осуществляется на стадии регистрации (перерегистрации, внесения изменений) и на стадии контроля качества при импорте.  

Вместе с Заявкой на регистрацию лекарственного средства Заявитель обязан подать либо Решение о соответствии производства требованиям GMP, выданное Гослекслужбой Украины, либо гарантийное письмо о том, что такое решение будет подано до окончания регистрации. 

Решение о соответствии производства требованиям GMP выдается Гослекслужбой Украины на основании: 

  • либо признания GMP сертификата референтной страны; 
  • либо положительных результатов инспектирования. 

До середины 2020 года в Украине признавались GMP сертификаты стран-участниц PIC/S, однако с 21 июля список стран был существенно сокращен до стран-членов ЕС, Великобритании или стран, имеющих соглашение о взаимном признании с ЕС или с Украиной. В настоящее время этот перечень включает 35 стран:

  • 27 стран ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Эстония, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Венгрия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция; 
  • Великобритания;
  • страны, имеющие соглашение о взаимном признании (MRA) с ЕС: США, Канада, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Япония;
  • страны, имеющие соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (ACAA) с ЕС: Израиль.

Признание GMP сертификата не является безусловным: для получения Решения о признании необходимо сформировать пакет документов, подать его в Гослекслужбу Украины, пройти процедуру экспертизы. 

Если у производителя нет GMP сертификата, выданного компетентным органом одной из 35 стран указанных выше, то для получения Решения о соответствии GMP необходимо сформировать пакет документов, подать Заявку в Гослекслужбу Украины, пройти процедуру экспертизы документации, принять украинских инспекторов и получить положительное решение. 

 

Контроль качества при ввозе  

Каждая ввозимая серия лекарственного средства проходит обязательный государственный контроль качества (кроме АФИ и продукции in-bulk). Компетентным органом, который проводит контроль, является Гослекслужба Украины. 

Импортер в течение 5 дней после окончания таможенного оформления подает в Гослекслужбу Украины Заявление на выдачу заключения о качестве ввезенных лекарственных средств. На период контроля ввозимые лекарства размещаются в карантин, отдельно от другой продукции. 

Гослекслужба Украины проводит экспертизу поданных документов и визуальный контроль каждой ввозимой серии. Проверяется полное соответствие документации на ввозимую серию утвержденному регистрационному свидетельству и приложениям к нему, при визуальном контроле проверяется идентичность упаковки утвержденным и внесенным в реестр макетам, соответствие текста инструкции по применению.

Лабораторный контроль качества проводится в случае: 

  • первого ввоза лекарственного средства в Украину, кроме продуктов, произведенных в странах ЕС, Великобритании, США, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии, Австралии, Японии и Израиле;
  • несоответствия упаковки ввозимого лекарственного средства макетам, зарегистрированным в ЕАИС Гослекслужбы; 
  • повреждения упаковки, которое может повлиять на качество;
  • нарушения условий хранения лекарственного средства при транспортировке или хранении; 
  • выявления во время визуального контроля признаков несоответствия утвержденным методам контроля (Спецификации) либо признаков фальсификации; 
  • запрета обращения других серий лекарственных средств в Украине;
  • несоответствия перечня показателей или требований к ним в сертификате качества; 
  • получения официальной информации от компетентных органов других стран. 

 

Фармаконадзор 

Система фармаконадзора действует в Украине с 2006 года, на сегодняшний день требования гармонизированы с международными стандартами, включая Директиву ЕС 2001/83 и Постановление Совета ЕС 2309/93. Компетентным государственным органом является Государственный экспертный центр МЗ Украины. 

Обязательство по ведению фармаконадзора применимо ко всем зарегистрированным в Украине лекарственным средствам с момента их государственной регистрации. Ответственность за создание и поддержание системы фармаконадзора в Украине возложена на Заявителя (держателя регистрационного свидетельства). 

Заявитель обязан назначить УЛОФ (уполномоченное лицо, ответственное за фармаконадзор - QPPV) в Украине. Если Заявитель расположен за пределами Украины, то в Украине назначается КЛОФ (контактное лицо, ответственное за фармаконадзор - LQPPV). 

УЛОФ и КЛОФ должны соответствовать специальным требованиям к образованию и опыту работы. Их контактные данные и CV подаются вместе с Заявкой на регистрацию (перерегистрацию) лекарственного средства, а смена УЛОФ или КЛОФ проводится путем подачи Заявки на изменения. 

Обязательства по созданию и поддержанию фармаконадзора на территории Украины могут быть делегированы третьей стороне, например компании “Кратия”. 

 

Поддержание регистрации и внесение изменений

В Украине нет ежемесячных или ежегодных платежей, связанных с поддержанием регистрации. При этом, Заявитель обязан поддерживать систему фармаконадзора и систему управления качеством на территории Украины. 

Таким образом, Заявитель должен обеспечить:

  • постоянное наличие лица, ответственного за фармаконадзор;
  • постоянное наличие лица, ответственного за качество.

Выполнение обязательств Заявителя в отношении поддержания качества и безопасности может быть передано по Договору третьей стороне (например, компании «Кратия»).

Все изменения в регистрационное свидетельство вносятся путем подачи Заявки и пакета документов, оплаты стоимости экспертизы, самой экспертизы и принятия решения о внесении таких изменений,  утверждения Приказом МЗ Украины и выдачи подтверждающего документа. 

Заявитель обязан подать Заявку на изменения по безопасности в инструкцию по медицинскому применению лекарственного средства не позднее, чем через 60 календарных дней с даты получения информации о необходимости внесения таких изменений.

Типы изменений схожи с типами изменений в ЕС:

  • исправление технической ошибки: исправление несоответствия, допущенного при процедуре регистрации, перерегистрации или внесения изменений;
  • смена Заявителя (собственника) регистрационного свидетельства;
  • тип IA: незначительные изменения, которые не имеют существенного влияния на качество, безопасность и эффективность;  
  • тип ІАнп: изменения тип IA с немедленным уведомлением;
  • тип IB: незначительные изменения, которые не относятся к типу IA и II;
  • тип II: изменения, которые влияют на качество, безопасность и эффективность;  
  • изменения, которые приводят к новой регистрации.  

Понятие «нотификации» в Украине отличается от европейской практики: фактически «нотификационные» изменения не предполагают каких-либо ошибок или вопросов со стороны компетентных органов, так как выдача замечания означает отказ в проведении экспертизы.  

 

Перерегистрация 

Заявку на перерегистрацию необходимо подать не позднее, чем за 180 дней до окончания действия регистрационного свидетельства. Рекомендуемый срок подачи - 12 месяцев. 

По сравнению с новой регистрацией, для перерегистрации требуется существенно меньший пакет документов. Во время перерегистрации возможно вносить изменения в регистрационные материалы, такие процедуры проходят параллельно и независимо друг от друга.

Перерегистрация начинается с подачи регистрационной формы (Заявки) в МЗ Украины, ее экспертизы, получения счетов. После оплаты счетов подается досье, которое проходит процедуры экспертизы. В процессе могут возникать замечания, срок ответов на которые составляет до 60 рабочих дней. 

При перерегистрации проводится экспертная оценка соотношения польза/риск с целью подтверждения положительного соотношения ожидаемой пользы к возможному риску при применении лекарственного средства.

Перерегистрация утверждается Приказом МЗ Украины, выдается новое регистрационное свидетельство с прежним номером. 

Срок экспертизы досье на перерегистрацию составляет 90 рабочих дней, данный срок не включает: 

  • анализ и перевод документации, разработку и обновление национальных форм и документов, формирование и подготовку досье; 
  • экспертизу регистрационной формы;
  • оплату государственных платежей и получение подтверждения об оплате;
  • время, необходимое для ответов на замечания (до 60 рабочих дней);
  • финализирующие действия после экспертизы (проверка/вычитка проектов регистрационного свидетельства и приложений к нему);
  • подписание Приказа о регистрации лекарственного средства и выдачу оригиналов. 

По окончанию перерегистрации выдается бессрочное регистрационное свидетельство (за исключением случаев, когда МЗ принимает решение о проведении дополнительной перерегистрации через 5 лет по обоснованным причинам, связанным с фармаконадзором).

 

Налогообложение

Для лекарственных средств применяются следующие ставки НДС:

  • общий случай: преференционная ставка НДС в размере 7% для всех зарегистрированных лекарственных средств и АФИ;  
  • исключение 1: ставка НДС в размере 20% для незарегистрированных лекарственных средств, либо лекарств с истекшим сроком действия регистрационного свидетельства;
  • исключение 2: ставка НДС в размере 0% для поставки лекарственных средств с целью гуманитарной помощи и/или в других особых случаях (например, лекарства для борьбы и профилактики коронавирусной инфекции).

 

Лицензирование импорта 

Производство, импорт, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами в Украине являются лицензируемыми видами хозяйственной деятельности. Компетентным государственным органом является Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослексужба Украины). 

Для получения лицензии, импортер должен соответствовать требованиям, утвержденным Постановлением КМУ №929 от 30.11.2019, в том числе внедрить и поддерживать фармацевтическую систему качества, которая должна включать применимые элементы GMP и GDP. Система качества должна быть задокументирована. 

Для выполнения требований импортеру необходимо иметь:

  • обученный персонал с соответствующей квалификацией;
  • надлежащие помещения и площади;
  • оборудование и его правильное обслуживание;
  • утверждены письменные методики (СОП) и инструкции;
  • соответствующие средства для хранения и транспортировки.

Импортер должен иметь в штате уполномоченное лицо (QP). Такой сотрудник должен иметь образование и квалификацию, соответствующие требованиям, и работать в режиме полного рабочего дня. QP проверяет, что каждая импортируемая серия лекарственных средств прошла в Украине контроль качества, и выдает разрешение на ее выпуск (реализацию). 

 

Реклама и промоция 

Разрешена реклама только безрецептурных лекарственных средств. Реклама рецептурных лекарственных средств в неспециализированных средствах массовой информации запрещена.

В отношении рекламы безрецептурных лекарственных средств существуют строгие ограничения, большая часть которых описана в статье 21 Закона Украины “О рекламе”, а также существуют и другие законодательные ограничения.

Промоция рецептурных лекарственных средств разрешена в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также для распространения на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. 

 

Законодательство 

Основными законодательными актами в сфере регистрации и обращения лекарственных средств являются Закон Украины “О лекарственных средствах”, подзаконные Постановления Кабинета Министров Украины, Приказы Министерства здравоохранения. 
 
На странице нашего сайта мы представили список основных законодательных актов, которые мы ежедневно используем в своей работе. 
 
Также большое внимание мы уделяем законодательству ЕС. Если в спорной ситуации национальное законодательство не имеет ответа, то ссылка на соответствующий европейский документ будет весомым аргументом.
 

Наши услуги и работы 

Наша компания с 2006 года профессионально выполняет работы по регистрации, управлению безопасностью и качеством лекарственных средств в Украине, а также предоставляет множество сопутствующих услуг. Наша большая команда обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями, наши специалисты владеют английским языком.

Мы выполнили работы для более чем 200 производителей лекарственных средств, многие из которых рекомендуют нас в качестве регуляторного партнера. 

Мы предлагаем:  

Помимо основных работ мы также готовы предложить: 

Предварительные консультации мы предоставляем бесплатно, звоните нам по телефонам +38 (068) 064-78-31, +38 (044) 223-61-67, либо пишите нам по е-мейл info@cratia.ua, либо приезжайте на встречу к нам в офис.