Перейти к основному содержанию

Фармаконадзор

Порядок ведения фармаконадзора в Украине утвержден Приказом Министерства здравоохранения от 27.12.2006 г. №898 «Порядок осуществления фармаконадзора» и основан на международных стандартах, включая Директиву ЕС №2001/83 и Регламент Совета ЕС №2309/93.

Компетентным государственным органом является Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины (ГЭЦ). В свою очередь, ГЭЦ организовывает работу врачей всех медицинских учреждений всех форм собственности, и работу всех Заявителей/владельцев регистрационных свидетельств на разрешенные к применению в Украине лекарственные средства.

Заявитель (держатель регистрационного свидетельства) обязан создать и поддерживать функционирование системы фармаконадзора в Украине. Для этого Заявитель назначает УЛОФ (уполномоченное лицо, ответственное за фармаконадзор - QPPV), а если Заявитель находится не в Украине - то назначает единое КЛОФ (контактное лицо, ответственное за фармаконадзор - LQPPV) в Украине. 

УЛОФ и КЛОФ должны соответствовать специальным требованиям к образованию и опыту работы. Их контактные данные и CV подаются вместе с Заявкой на регистрацию (перерегистрацию) лекарственного средства, а смена УЛОФ или КЛОФ проводится путем подачи Заявки на изменения. 

Для создания и поддержания системы фармаконадзора в Украине для Заявителя-нерезидента необходимо: 

  • Назначить локальное контактное лицо (КЛОФ) и его заместителя.
  • Подать данные о системе фармаконадзора (данные УЛОФ и КЛОФ, местоположение системы фармаконадзора и ее краткое описание) в компетентный орган.
  • Провести внутреннее обучение КЛОФ и его заместителя.
  • Создать и поддерживать систему сбора, оценки и подачи данных о побочных реакциях, отсутствии эффективности в Украине, в том числе: 
    • прием информации по телефону 24/7; 
    • обучение персонала Заявителя на территории Украины; 
    • подписание Договоров об обмене данными по безопасности (SDEA) с операторами рынка (импортерами, дистрибьюторами, маркетирующими организациями и пр.); 
    • еженедельный локальный мониторинг специализированной литературы и веб-сайтов компетентных органов. 
  • Получать и оценивать сообщения о зарубежных нежелательных явлениях на лекарственное средство, при необходимости – подавать данные в компетентный орган.
  • Предоставлять оперативную сводную информацию обо всех побочных явлениях и/или обо всех случаях отсутствия эффективности лекарственного средства по запросу компетентного органа.
  • Создать и поддерживать систему управления рисками.
  • Утвердить график подачи PSUR/PBRER.
  • Создать и поддерживать функционирование баз данных по фармаконадзору.
  • Вести реестр всех событий системы фармаконадзора в Украине.
  • Создать и поддерживать систему качества фармаконадзора, проводить внутренние аудиты. 

К созданию и поддержанию системы фармаконадзора в Украине могут быть привлечены третьи лица, например, все либо часть функций могут быть переданы компании “Кратия”. 

С 2006 года мы профессионально выполняем работы по созданию и поддержанию фармаконадзора в Украине для зарубежных и национальных производителей. Мы готовы предложить: 
  • полный аутсорсинг для Заявителей-нерезидентов в Украине и 11 странах региона СНГ; 
  • разработку документации и внедрение системы фармаконадзора первого уровня; 
  • разработку документов системы фармаконадзора (PSUR, PBRER, RMP и пр.); 
  • внедрение компьютеризированных баз данных и систем по фармаконадзору; 
  • независимый аудит систем фармаконадзора, обучение персонала. 

 

Подача информации о побочных явлениях 

Заявитель при подаче сообщений о побочных реакциях при использовании лекарственного средства и/или отсутствии эффективности лекарственного средства своевременно подает в Государственный экспертный центр:

  • Информацию о случаях развития в Украине серьезной побочной реакции, которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства - в течение 15 календарных дней;
  • Информацию о случаях развития в Украине не серьезной побочной реакции, которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства - в течение 90 календарных дней;
  • Информацию о случаях развития на территории другой страны  серьезной непредвиденной побочной реакции, которая привела к смерти пациента или угрозе жизни пациента, про все подозреваемые случаи передачи инфекции лекарственным средством,  которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства - в течение 15 календарных дней;
  • Информацию о случаях нарушений, которые возникают в процессе производства вакцин, туберкулина - не позднее 48 часов;
  • Информацию о случаях отсутствия эффективности лекарственного средства в Украине - не позднее 15 календарных дней, которые возникают во время:
    • лечения состояний, угрожающих жизни, или неотложных состояний, кроме случаев, когда отсутствие эффективности связано с прогрессированием заболевания, а не с применением лекарственного средства,
    • использования вакцин,
    • использования контрацептивов. 

В составе очередного PSUR подается информация:

  • Об остальных случаях развития побочной реакции на территории другой страны.
  • Об остальных случаях отсутствия эффективности лекарственного средства.

Формат подачи: форма-сообщения / CIOMS / E2B. 

Сообщение о побочной реакции лекарственного средства и/или отсутствии его эффективности Заявитель может  подать в Государственный экспертный центр через Автоматизированную информационную систему фармаконадзора (АИСФ) в виде:

  • Заполненной формы-сообщения о побочной реакции.
  • CIOMS-формы - PDF-формат.
  • CIOMS-формы - Е2В-форма.

 

Подача PSUR/PBRER 

PSUR (Периодически обновляемый отчет по безопасности, англ.: Periodic Safety Update Report) – это документ, содержащий оценку соотношения польза/риск лекарственного средства на протяжении всего жизненного цикла, предназначенный для представления владельцем регистрационного свидетельства в регуляторные органы в определенные сроки пострегистрационного периода.

В настоящее время PSUR подается для всех лекарственных средств, кроме:

  • лекарственных средств, которые имеют хорошо изученное медицинское применение,
  • генерических лекарственных средств,
  • традиционных лекарственных средств растительного происхождения, 
  • гомеопатических лекарственных средств, 

за исключением случаев, когда подача PSUR :

  • указана в регистрационном свидетельстве, как условие его выдачи,
  • определена в списке сроков подачи PSUR, утвержденном Министерством здравоохранения Украины; 
  • требуется Министерством здравоохранения или Государственным экспертным центром в связи с проблемами по безопасности или в связи с отсутствием PSUR для активной субстанции после выдачи регистрационного свидетельства (если референтное лекарственное средство более не зарегистрировано в Украине).

 

Периодичность подачи PSUR:

1. После первой регистрации в Украине, как первой стране мира, или с момента регистрации лекарственного средства в любой стране мира (международный день рождения лекарственного средства):

  • 1 раз в 6 месяцев – в течение первых 2-х лет после получения регистрационного свидетельства,
  • 1 раз в год – в течение последующих 2-х лет,
  • далее – 1 раз каждые три года, начиная с даты регистрации лекарственного средства.

Если сроки подачи PSUR будут совпадать со сроками, согласно периодичности их представления, то PSUR подается в соответствии со сроками, указанными в периодичности их представления.

2. Или в соответствии с периодичностью, указанной в регистрационном свидетельстве.

3. Или в соответствии со сроками согласно периодичности представления PSUR.

4. Для лекарственных средств, зарегистрированных после вступления в силу Приказа №898, согласно срокам, указанным в периодичности представления PSUR, или по желанию Заявителя, но не реже установленной периодичности.

5. По запросу Государственного экспертного центра. 

 

Сроки генерации PSUR:

  • В течение 70 календарных дней с даты закрытия базы данных для генерации PSUR, отчетный период которых охватывает до 12 месяцев включительно.
  • В течение 90 календарных дней с даты закрытия базы данных для генерации PSUR, отчетный период которых охватывает более 12 месяцев.
  • В течение 90 календарных дней с даты получения запроса на предоставление PSUR.

 

Язык представления PSUR:

PSUR подается на украинском или английском языке. В случае представления PSUR на английском языке следующие разделы подаются в переводе на украинский язык: 

  • III «Меры по безопасности, принятые в течение отчетного периода», 
  • IV «Изменения в справочной информации по безопасности», 
  • XVIII «Интегрированный анализ польза / риск для зарегистрированных показаний» и 
  • XIX «Выводы и мероприятия» или другие разделы, содержащие такую ​​информацию. 

Разделы XVI «Оценка сигналов и рисков» и XVII «Оценка пользы» PSUR подаются в переводе на украинский язык в случае необходимости по требованию Центра.

 

Формат подачи PSUR: 

PSUR подается в ГЭЦ в бумажном виде, приложения к PSUR могут быть представлены в электронном виде. В период пандемии COVID-19  допускается подача PSUR только в электронном виде. 

 

Управление рисками 

План управления рисками (ПУР, англ.: Risk Management Plan) - это документ, содержащий детальное описание системы управления рисками лекарственного средства и отображающий вид деятельности по фармаконадзору, направленный на:

  • идентификацию рисков,
  • характеристику рисков,
  • предотвращение или минимизацию рисков и
  • оценку эффективности этих мероприятий.

Заявитель создает и предоставляет ПУР:

  1. для всех новых заявлений на регистрацию лекарственных средств, в том числе генерических лекарственных средств (за исключением традиционных и гомеопатических лекарственных средств);
  2. в случае изменений, требующих новой регистрации (новой лекарственной формы, нового способа введения, нового процесса производства биотехнологического лекарственного средства, педиатрических показаний и других существенных изменений в показаниях);
  3. в случае появления / выявления новых данных, влияющих на соотношение польза / риск лекарственного средства, текущую спецификацию, план по фармаконадзору, меры по минимизации рисков или их эффективность, или в течение 60 дней после достижения важных результатов по фармаконадзору или минимизации рисков;
  4. в случае перерегистрации, если ПУР необходим по результатам оценки соотношения польза / риск;
  5. по требованию Государственного экспертного центра в течение 60 дней после подачи запроса.

ПУР не подается для лекарственных средств, которые были перерегистрированы в Европейском союзе до июня 2012, кроме случаев, когда ПУР необходим по результатам оценки соотношения польза/риск.

 

Требования к ПУР:  

ПУР подается в формате отдельного документа в соответствии со структурой, приведенной в приложении 14 к Порядку осуществления фармаконадзора (Приказ №898), или другой структуры, содержащей аналогичные модули, части, разделы. Требования ЕС к структуре ПУР представлены в следующих документах:

  • 25.07.2013 Guidance on format of the risk management plan (RMP) in the EU – in integrated format;
  • 30 March 2017 EMA/PRAC/613102/2015 Rev.2 accompanying GVP Module V Rev.2 Human Medicines Evaluation Guidance on the format of the risk management plan (RMP) in the EU – in integrated format;
  • 31 Осtober 2018 EMA/164014/2018 Rev.2.0.1 accompanying GVP Module V Rev.2.0.1 Human Medicines Evaluation.

 

Язык и формат подачи ПУР: 

При создании ПУР следует учитывать требования к заполнению в зависимости от типа заявления на регистрацию лекарственного средства. Каждый представленный ПУР должен иметь уникальный номер версии и дату его создания.

ПУР подается на украинском или английском языке. В случае представления ПУР на английском языке следующие части подаются в переводе на украинский язык:

  • V «Мероприятия по минимизации рисков»,
  • VI «Резюме плана управления рисками». 

Модуль VIII «Резюме проблем безопасности», часть III «План по фармаконадзору», часть IV «Планы пострегистрационных исследований эффективности» подаются в переводе на украинский язык по требованию Государственного экспертного центра. 

ПУР предоставляется в бумажном виде, а приложения к нему могут быть представлены в электронном виде. 

 

Наши услуги и работы 

Наша компания с 2006 года профессионально выполняет работы по регистрации, управлению безопасностью (фармаконадзору) и качеством лекарственных средств в Украине, а также предоставляет множество сопутствующих услуг. Наша большая команда обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями, наши специалисты владеют английским языком.

Мы предлагаем:  

  • создание и поддержание системы фармаконадзора, аутсорсинг локального контактного лица и его заместителя в Украине и 11 странах региона СНГ; 
  • разработку и внедрение системы качества фармаконадзора (PVMF, Руководство по качеству, СОПы и инструкции, журналы и пр.); 
  • обучение персонала; 
  • разработку (написание) ПУР (RMP), PSUR / PBRER;
  • внедрение баз данных по фармаконадзору; 
  • независимый аудит систем фармаконадзора. 

 
Также мы готовы предложить:  

Предварительные консультации мы предоставляем бесплатно, звоните нам по телефонам +38 (068) 064-78-31, +38 (044) 223-61-67, либо пишите нам по е-мейл info@cratia.ua, либо приезжайте на встречу к нам в офис.