Казахстан
Республика Казахстан – одна из крупнейших пост-советских стран с населением около 18 млн.чел, является членом Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), наряду с Россией, Белоруссией, Арменией и Кыргызстаном. Членство Казахстана в ЕАЭС существенно влияет на регуляторную политику государства: для лекарственных средств и медицинских изделий на сегодняшний день существует выбор между «национальной» и «централизованной» процедурой регистрации, а специальные пищевые продукты (БАД, детское питание, спортивное питание и пр.) и косметические средства проходят процедуру только согласно соответствующих Технических регламентов ЕАЭС.
Казахстан характеризуется наиболее прозрачным с точки зрения законодательства рынком для зарубежных производителей фармацевтической продукции. Лекарственные средства иностранных производителей занимают доминирующее положение на быстро растущем медицинском рынке страны: доля импортных фармацевтических продуктов на рынке Казахстана составляет около 88%.
Центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области здравоохранения является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (вебсайт: https://www.enbek.gov.kz/).
Регистрацию готовых лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов, медицинской техники и изделий медицинского назначения выполняет Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, на основании проведенных экспертных работ в Национальном Центре экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (вебсайт: https://www.ndda.kz/).
Уполномоченным органом по регистрации специализированной пищевой продукции в Казахстане является Государственное учреждение “Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК” (ссылка на сайт: http://economy.gov.kz/).
Импорт и реализация лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, специальных пищевых продуктов и косметических средств разрешены только при условии наличии маркетинговой авторизации.
Лекарственные средства
Согласно Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» импорт и реализация лекарственных средств в Казахстане разрешены только после государственной регистрации (перерегистрации). Регистрации подлежат готовые лекарственные средства.
Регистрация лекарственных препаратов может осуществляться по «национальной» процедуре до 31 декабря 2020 года, или по «централизированной» процедуре ; и только по «централизированной» процедуре ЕАЭС после 31 декабря 2020 года.
Регистрационную экспертизу готовых лекарственных средств выполняет «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения и социальной защиты Республики Казахстан (вебсайт: https://www.ndda.kz/).
Казахстан является страной с высокими стандартами регулирования лекарственных средств, находящихся в обращении. Несоответствия между утвержденными и актуальными макетами упаковки, инструкции по медицинскому применению, сертификате качества – могут привести к забраковке лекарственного средства, и временному или постоянному запрету на реализацию.
Владельцем регистрации может выступать как резидент, так и нерезидент Республики Казахстан. От владельца регистрации не требуется открытия Представительства или создания юридического лица на территории Казахстана.
При этом, Заявителем регистрации (лицом, выполняющим подачу документации и ведущим переговоры с компетентными органами) должен быть резидент.
Также в инструкции по применению лекарственного средства необходимо указать название и адрес организации, принимающей на территории Республики Казахстан претензии (предложения) по качеству лекарственных средств и ответственной за пострегистрационное наблюдение за безопасностью лекарственного средства.
Регистрационное досье принимается в CTD-формате. Однако, для подачи регистрационного досье необходимо разработать специфические национальные документы, а именно:
- Заявление на регистрацию лекарственного средства;
- Нормативный документ, который включает в себя состав готового продукта, спецификацию на выпуск и срок годности, методы контроля качества, информацию относительно условий хранения, информацию относительно производителей и пр.;
- Инструкция по медицинскому применению;
- Графические макеты первичной и вторичной упаковки.
Досье подается в электронном и бумажном видах.
Часть административной документации необходимо подавать с учетом требований к международной легализации документов.
Часть документации необходимо предоставлять с переводом на русский или казахский язык. Маркировка упаковки и инструкция по медицинскому применению подаются и утверждаются на русском и казахском языках.
Процедура регистрации выполняется согласно Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18.10.2009 № 736 «Об утверждении Правил проведения экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Срок проведения экспертных работ для государственной регистрации лекарственного средства составляет 7 месяцев (не более 210 календарных дней, не включая сроки, предоставленные заявителю на устранение замечаний, выявленных в процессе экспертизы, на организацию оценки условий производства и системы обеспечения качества, проведения доклинических, клинических исследований, системы фармаконадзора, согласования итоговых документов).
Процедуру регистрации возможно представить следующими этапами:
- Заключение договора на проведение экспертизы;
- Получение и оплата счета на проведение экспертизы;
- Получение разрешения на ввоз образцов лекарственного средства и необходимых стандартов;
- Подача документации и образцов в Национальный Центр экспертизы;
- Проведение экспертиз:
- первичная экспертиза,
- аналитическая экспертиза,
- специализированные экспертизы;
- При необходимости — инспектирование производственной площадки;
- Согласование итоговых документов;
- Получение заключения о безопасности, эффективности и качестве лекарственного средства;
- Подача заявления о регистрации лекарственного средства в Министерство здравоохранения;
- Оплата регистрационного сбора;
- Выпуск приказа, получение регистрационного удостоверения.
В ходе регистрации Национальный Центр Экспертиз имеет право запросить у Заявителя необходимые дополнительные материалы относительно качества, безопасности и эффективности лекарственного средства. Для ответа на данные замечания или обоснования сроков их предоставления Заявитель имеет 30 дней. В случае, если Заявитель не предоставляет запрошенные данные, либо предоставляет их в неполном объеме – регистрационные материалы снимаются с рассмотрения, а оплаченные средства не возвращаются.
Регистрационное удостоверение состоит из нескольких документов:
- Само регистрационное удостоверение;
- Утвержденный текст инструкции по медицинскому применению;
- Утвержденные цветные макеты первичной и вторичной упаковки;
- Согласованный Аналитический Нормативный Документ (включающий в себя состав продукта, спецификацию на выпуск и срок годности, методы контроля качества и пр.).
Срок действия регистрационного удостоверения составляет 5 лет. Как правило, для продуктов, зарегистрированных в странах строгой регуляторной политикой, после процедуры перерегистрации выдается бессрочное регистрационное удостоверение. Лекарственное средство, поступившее в обращение в период действия РУ, допускается к реализации до истечения срока годности.
Перерегистрация
Заявление на перерегистрацию необходимо подать до окончания срока действия свидетельства, и не позднее 6 месяцев после окончания действия регистрационного удостоверения. Процедура перерегистрации в Казахстане проводится аналогично процедуре регистрации.
В ходе перерегистрации могут быть назначены лабораторные испытания образцов в случае, если произошли изменения в спецификации и/или методах контроля качества готового продукта. Также, в ходе перерегистрации может быть назначено инспектирование производственного участка.
Срок проведения экспертных работ составляет не более 120 календарных дней, не включая сроки, предоставленные заявителю на устранение замечаний, выявленных в процессе экспертизы, на организацию оценки условий производства и системы обеспечения качества, проведения доклинических, клинических исследований, системы фармаконадзора, согласования итоговых документов.
По результатам проведения перерегистрации выдается регистрационное удостоверение сроком на пять лет (или бессрочное).
Внесение изменений в регистрационное свидетельство.
Заявление на внесение изменений подается в течение двух месяцев со дня утверждения уполномоченным органом страны производителя (если такое изменение проходит процедуру утверждения).
Изменения в регистрационное досье лекарственных средств классифицируются на:
- изменения типа I (делятся на изменения типа IА и типа IБ), вносимые в регистрационное досье лекарственного средства, которые не требуют новой регистрации:
- незначительные изменения, касающиеся внесения поправок в содержание регистрационного досье, в период действия регистрационного удостоверения лекарственного средства;
- срочные временные ограничения, связанные с безопасностью использования лекарственного средства и которые вводятся заявителем в случае выявления риска для здоровья человека при применении зарегистрированного лекарственного средства, и должны сообщаться в государственный орган в срочном порядке для принятия решения государственным органом об их внедрении. При положительном решении государственного органа заявитель предоставляет не позднее пятнадцати рабочих дней с момента начала введения ограничений относительно безопасности соответствующую документацию для осуществления процедуры внесения изменений;
- изменения типа II, требующие новой государственной регистрации лекарственного средства и которые сопровождаются существенными изменениями характеристик лекарственного средства.
Нотификационные изменения в законодательстве Казахстана не предусмотрены. Все типы изменений должны быть официально утверждены компетентным органом.
Длительность процедуры экспертизы для внесения изменений составляет:
- для внесения изменений IА типа — не более 30 календарных дней, не включая сроки согласования итоговых документов;
- для внесения изменений IБ и II типов (без проведения лабораторных испытаний) — не более 60 календарных дней, не включая сроки, предоставленные заявителю на устранение замечаний, выявленных в процессе экспертизы, на организацию оценки условий производства и системы обеспечения качества, проведения доклинических, клинических исследований, системы фармаконадзора, согласования итоговых документов;
- для внесения изменений IБ и II типов (с проведения лабораторных испытаний) — не более 90 календарных дней, не включая сроки, предоставленные заявителю на устранение замечаний, выявленных в процессе экспертизы, на организацию оценки условий производства и системы обеспечения качества, проведения доклинических, клинических исследований, системы фармаконадзора, согласования итоговых документов;
В ходе процедуры внесения изменений могут быть назначены лабораторные испытания образцов в случае, если произошли изменения в спецификации и/или методах контроля качества готового продукта. Также, в ходе процедуры внесения изменений может быть назначено инспектирование производственного участка (например, в случае перемещения производственного процесса на другой производственный участок).
Фармакологический надзор
Основы системы фармаконадзора в Республике Казахстан установлены статьей 85 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Владельцы регистрационных удостоверений, а также медицинские и фармацевтические работники обязаны представлять информацию о выявленных нежелательных реакциях, в том числе побочных реакциях, на лекарственные средства в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Казахстан.
Держатели регистрационных удостоверений на лекарственные средства обязаны создать, обеспечить и гарантировать организацию и функционирование системы фармаконадзора в соответствии с требованиями Правил проведения фармаконадзора лекарственных средств и мониторинга побочных действий лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
Компетентным государственным органом системы фармаконадзора Казахстана является «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения и социальной защиты Республики Казахстан (вебсайт: https://www.ndda.kz/).
Для обеспечения функционирования системы фармаконадзора держателем регистрационного удостоверения лекарственных средств назначается уполномоченное лицо по фармаконадзору в Казахстане. Система фармаконадзора держателя регистрационного удостоверения является объектом контроля со стороны компетентного органа.
Держатели регистрационных удостоверений обязаны подавать следующую информацию в компетентный орган:
- о местонахождении мастер файла системы фармаконадзора;
- о специалисте, ответственном за ведение фармаконадзора на территории Казахстана;
- о любых запретах или ограничениях в применении, принятых в других странах, в отношении зарегистрированного в Казахстане лекарственного средства;
- о всех случаях побочной реакции, выявленных на территории Республики Казахстан;
- о случаях серьезных непредвиденных побочных реакций, выявленных на территории других стран.
Медицинские изделия и техника
Изделия медицинского назначения и медицинская техника зарубежного производства могут импортироваться и реализоваться на территории Республики Казахстан после государственной регистрации. На сегодняшний день Заявление на регистрацию может подаваться как по «национальной» казахской, так и по «централизованной» процедуре ЕАЭС.
Ниже представлено описание национальной процедуры. Описание процедуры регистрации медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза описано на отдельной странице нашего сайта.
Регистрация проводится на основании национального законодательства Казахстана: Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан №735 от 18.11.2009, Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан №736 от 18.11.2009 и др.
Регистрационное свидетельство выдается сроком на 5 лет и действует только на территории Казахстана.
Для производителя-нерезидента требуется назначение Уполномоченного представителя на территории Казахстана. Уполномоченным представителем производителя должно быть юридическое лицо-резидент, которое несет первичную ответственность за качество и безопасность медицинского изделия, а также служит местом хранения документации и точкой контакта с производителем.
Обязательно требуется назначение локального специалиста для осуществления надзора за побочными действиями (инцидентами).
Регистрационное досье может быть подано на английском языке, с переводом некоторых частей на русский язык. Язык маркировки и инструкции по применению (руководства пользователя) — русский и казахский.
До подачи заявления на регистрацию проводится экспертиза изделия медицинского назначения и медицинской техники на безопасность, эффективность и качество изделия медицинского назначения и медицинской техники в государственной экспертной организации. Экспертиза изделий медицинского назначения и медицинской техники при государственной регистрации/перерегистрации состоит из следующих этапов:
- первичной экспертизы;
- аналитической экспертизы (для изделий медицинского назначения);
- специализированной экспертизы;
- заключения о безопасности, эффективности и качестве изделия медицинского назначения или медицинской техники.
Экспертные работы проводит Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Перерегистрация изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляется в случае истечения срока действия регистрационного удостоверения.
Заявление на перерегистрацию подается до истечения действия регистрационного удостоверения. После окончания процедуры перерегистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники, произведенных в соответствии с требованиями стандарта ISO 13485, выдается бессрочное регистрационное удостоверение.
Во время действия регистрационного удостоверения, при необходимости, предусмотрена процедура внесения изменений.
Перечень изменений, вносимых в регистрационное досье медицинского изделия, и не требующих новой регистрации:
- изменение названия завода-производителя;
- изменение названия изделия медицинского назначения или медицинской техники;
- изменение в составе принадлежностей, и/или комплектующих и/или расходных материалов;
- удаление/добавление показаний по применению, области применения, противопоказаний, побочных эффектов;
- смена производителя(ей) изделия медицинского применения;
- увеличение/уменьшение срока хранения изделия медицинского применения;
- изменение условий хранения изделия медицинского применения;
- изменение в процедуре контроля качества готового изделия медицинского применения;
- изменение упаковки изделия медицинского применения;
- изменение оттисков, грунтовки или других маркировок, используемых для маркировки.
Внесение других изменений ведет к проведению процедуры новой регистрации.
Реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения Республики Казахстан https://www.ndda.kz/category/Gosudarstvennyi_reesttr.
Специализированные пищевые продукты
К специализированной пищевой продукции относятся:
- биологически активные добавки к пище (БАД);
- пищевая продукция для питания спортсменов;
- пищевая продукция для питания беременных и кормящих женщин;
- пищевая продукция для детского питания;
- пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
- минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм.
Специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации по «централизованной» процедуре, согласно Технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Уполномоченным органом по регистрации специализированной пищевой продукции в Казахстане является Государственное учреждение “Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК” (ссылка на сайт: http://economy.gov.kz/).
Государственная регистрация специализированной пищевой продукции является бессрочной, и действует на территории всех стран-членов ЕАЭС: Казахстана, Белоруссии, России, Армении и Кыргызстана.
Государственная регистрация специализированной пищевой продукции зарубежного производства выполняется до ее ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
До начала процедуры регистрации необходимо провести исследования (испытания) образцов специализированной пищевой продукции в аккредитованной испытательной лаборатории на территории Казахстана или другой страны ЕАЭС. Таким образом, процедуру государственной регистрации возможно представить такими этапами:
- Проведение исследований (испытаний) образцов в аккредитованной испытательной лаборатории;
- Экспертиза Заявления, результатов исследований (испытаний) и прочих необходимых документов, которые подтверждают безопасность и соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС;
- Внесение сведений в единый реестр специализированной пищевой продукции.
Единый реестр специализированной пищевой продукции обновляется ежедневно и доступен по данной ссылке. Также ведется национальный реестр на веб-сайте Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан (ссылка: http://www.rep.nca.kz/index.php?mode=r3).
Документация для регистрации предоставляется на русском или казахском языках.
До начала регистрации целесообразно проверить состав продукта, требования к качеству, безопасности и маркировку на соответствие требованиям Технических регламентов ЕАЭС, например:
- Для всех специальных пищевых продуктов целесообразно проверить соответствие:
- Техническому регламенту 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”, и в частности Приложению 7 “Перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище”;
- Техническому регламенту Таможенного союза 029/2012 “Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств”;
- Техническому регламенту 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”;
- Если специальный пищевой продукт показан для применения детьми, то также целесообразно проверить соответствие:
- Приложению 8 ТР ТС 021/2011 “Виды растительного сырья для использования при производстве биологически активных добавок к пище для детей от 3 до 14 лет и детских травяных чаев (чайных напитков) для детей раннего возраста”;
- Приложению 9 ТР ТС 021/2011 “Витамины и минеральные соли, используемые при производстве пищевой продукции детского питания”;
- Приложению 10 ТР ТС 021/2011 “Пестициды, запрещенные для использования при производстве продовольственного (пищевого) сырья, предназначенного для производства пищевой продукции для детского питания”
- Если специальный пищевой продукт содержит масла и/или жиры, то также целесообразно проверить соответствие ТР ТС 024/2011 “Технический регламент на масложировую продукцию”.
Требования к маркировке
При регистрации и последующем маркетировании специального пищевого продукта следует уделить особое внимание вопросу маркировки. Обязательным элементом маркировки является единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕАЭС. В случае нерасфасованной продукции (in-bulk) единый знак наносится на сопроводительные документы. |
Требования к маркировке специальных пищевых продуктов указаны в Техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”. Маркировка потребительской упаковки пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование;
- состав;
- количество (объем, вес, количество единиц);
- дату изготовления;
- срок годности (годен до);
- условия хранения, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами ЕАЭС.
- при необходимости — условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции
- если производителем является нерезидент стран ЕАЭС, то необходимо указать наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации–импортера;
- при необходимости — рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности, в расчете на 100 гр., 100 мл или одну порцию, включая:
- энергетическую ценность (калорийность);
- количество белков, жиров, углеводов;
- количество витаминов и минеральных веществ;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).
- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ЕАЭС.
Если применимо (при необходимости) маркировка также должна содержать:
- При наличии ароматизатора маркировка состава должна содержать слово «ароматизатор(ы)»;
- При наличии компонентов, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний – необходимо указать их в составе, независимо от их количества;
- Для пищевой продукции, полученной с применением ГМО, в том числе не содержащей ДНК и белок, необхоимо указать «генетически модифицированная продукция» или «продукция, полученная из генно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-модифицированных организмов»;
- В случае, если при производстве не использовались генно-модифицированные организмы (0,9% и менее) – то на маркировке такой пищевой продукции сведения о наличии ГМО не указывается;
- При наличии пищевой добавки в составе пищевой продукции необходимо указать назначение (например — регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор) и наименование, которое может быть заменено индексом согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е).
Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства. Перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись «Состав».
Маркировка согласовывается на русском и казахском языках.
Парфюмерно-косметическая продукция
Парфюмерно-косметическая продукция (ПКП) – продукция, предназначенная для нанесения непосредственно на внешний покров тела человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения внешнего вида, придания запаха, и/или защиты, и/или сохранения в физиологическом состоянии, и/или ухода за ними.
Парфюмерно-косметическая продукция подлежит «централизованной» авторизации путем оценки соответствия (в форме декларирования или государственной регистрации с выдачей свидетельства о регистрации).
Уполномоченными органами по авторизации парфюмерно-косметической продукции в Казахстане являются аккредитованные по Техническим регламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) органы сертификации.
Государственная авторизация парфюмерно-косметической продукции является бессрочной (или до внесения изменений в название и/или в рецептуру продукции), и действует на территории всех стран-членов ЕАЭС: Казахстана, Белоруссии, России, Армении и Кыргызстана.
Государственная авторизация парфюмерно-косметической продукции зарубежного производства выполняется до ее ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Заявителем по процедуре авторизации парфюмерно-косметической продукции может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории ЕАЭС (производитель, уполномоченный представитель производителя или импортер).
Заявитель должен назначить и разместить на маркировке информацию об организации, уполномоченной принимать претензии от потребителей и ее местонахождение (юридический адрес). В роли данной организации может выступать уполномоченный представитель производителя или импортер (организация, зарегистрированная на территории ЕАЭС).
Документация для регистрации предоставляется на русском или казахском языках. В случае предоставления оригинальной документации зарубежного производителя, необходимо предоставить переводы всех документов на русский или казахский языки (переводы должны быть заверены нотариально или подписью переводчика с подтверждением его квалификации).
До начала процедуры авторизации целесообразно проверить документацию на продукт на предмет соответствия требованиям Технических регламентов ЕАЭС, а именно:
- требованиям к составу;
- требованиям к физико-химическим показателям;
- требованиям к микробиологическим показателям;
- требованиям к содержанию токсичных элементов;
- требованиям к токсикологическим показателям;
- требованиям к клиническим (клинико-лабораторным) показателям;
- требованиям к производству;
- требованиям к потребительской таре;
- требованиям к маркировке.
Декларирование парфюмерно-косметической продукции
До начала процедуры декларирования необходимо провести исследования (испытания) образцов парфюмерно-косметической продукции в аккредитованной испытательной лаборатории на территории Казахстана или другой страны ЕАЭС. Таким образом, процедуру декларирования возможно представить такими этапами:
- проведение исследований (испытаний) образцов в аккредитованной испытательной лаборатории;
- экспертиза Заявления, результатов исследований (испытаний) и прочих необходимых документов, которые подтверждают безопасность и соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС;
- регистрация декларации в аккредитованном органе.
Единый реестр парфюмерно-косметической продукции, прошедшей процедуру декларирования, обновляется ежедневно и доступен по данной ссылке (http://www.rep.nca.kz/index.php?mode=r4).
Регистрация парфюмерно-косметической продукции
Перечень продукции, подлежащей регистрации:
- Парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара;
- Парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания/осветления кожи;
- Парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия негативных производственных факторов;
- Парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос;
- Парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки или распрямления волос;
- Парфюмерно-косметическая продукция для депиляции;
- Парфюмерно-косметическая продукция для пилинга;
- Косметика для татуажа (за исключением средств для татуажа, наносимых с нарушением кожного покрова);
- Интимная косметика;
- Детская косметика;
- Фторсодержащие средства гигиены полости рта (фториды ≥ 0,15% для твердых и мягких средств; фториды ≥ 0,05% для жидких средств);
- Средства для отбеливания зубов (с концентрацией перекиси водорода 0,1-6,0 %);
- Парфюмерно-косметическая продукция, изготовленная с использованием наноматериалов.
До начала процедуры регистрации необходимо провести исследования (испытания) образцов парфюмерно-косметической продукции в аккредитованной испытательной лаборатории на территории Казахстана или другой страны ЕАЭС. Таким образом, процедуру государственной регистрации возможно представить такими этапами:
- Проведение исследований (испытаний) образцов в аккредитованной испытательной лаборатории;
- Экспертиза Заявления, результатов исследований (испытаний) и прочих необходимых документов, которые подтверждают безопасность и соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС;
- Внесение сведений в единый реестр продукции и получение свидетельства о регистрации.
Единый реестр парфюмерно-косметической продукции, прошедшей процедуру регистрации, обновляется ежедневно и доступен по данной ссылке. Также ведется национальный реестр, доступный по ссылке http://www.rep.nca.kz/index.php?mode=r3.
Требования к маркировке
При авторизации и последующем маркетировании парфюмерно-косметического продукта следует уделить особое внимание вопросу маркировки. Обязательным элементом маркировки является единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕАЭС, который наносится на каждую единицу продукции. |
Требования к маркировке парфюмерно-косметических продуктов указаны в Техническом регламенте Таможенного союза 009/2011 “О безопасности парфюмерно-косметической продукции”. Маркировка потребительской упаковки парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование продукции;
- название продукта (при наличии);
- назначение продукции (если это не следует из наименования продукции);
- сведения о способах применения продукта;
- перечень компонентов продукта;
- количество (объем или масса) продукции;
- номер партии или специальный код продукции;
- срок годности:
- дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, год)
- или конечная дата окончания срока годности с предшествующим заголовком «годен до»/«использовать до» (месяц, год);
- описание условий хранения (если эти условия отличаются от стандартных);
- наименование производителя и его местонахождение (юридический адрес с указанием страны);
- страна происхождения продукта (если фактический адрес производителя отличается от юридического);
- наименование организации, уполномоченной принимать претензии от потребителей и ее местонахождение (юридический адрес);
- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ЕАЭС.
Если применимо (при необходимости) маркировка также должна содержать:
- Информацию о цвете и/или тоне – для декоративной косметики и окрашивающих средств;
- Информацию о массовой доле фторида – для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- Информацию о возможности использования продукта для детей, в случае, если продукт предназначен для детей;
- Информацию об особых мерах предосторожности, при их наличии.
Маркировка согласовывается на русском и казахском языках.
Компания «Кратия» предлагает выполнение работ по государственной регистрации лекарственных средств, созданию и поддержанию системы фармаконадзора, регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники, специализированной пищевой продукции и косметических средств в Казахстане.
Предварительные консультации мы предоставляем бесплатно, звоните нам по телефону +38 (068) 064-78-31, +38 (044) 223-61-67, или пишите на е-мейл info@cratia.ua, или приезжайте на встречу непосредственно в наш офис.