В течение последних месяцев был принят ряд законодательных актов, которые существенно влияют на регулирование лекарственных средств, а именно: запрет рекламной информации на маркировке и информации о других лицах, кроме Производителя и Заявителя, который вступает в силу с 18 января 2025 года; параллельный импорт лекарственных средств, закупаемых лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, который […]
COVID-19: освобождение от НДС, упрощенные закупки и регистрация, влияние на процессы
Не так давно мировое сообщество всколыхнула новость о случаях пневмонии, вызванной неизвестным патогеном, а уже сегодня вопрос распространения и предотвращения коронавирусной инфекции (COVID-19) выступает одним из самых обсуждаемых и острых, как на уровне мировых организаций и государств, так и на уровне каждой компании и гражданина.
Человеческая безопасность является наивысшим приоритетом, поэтому считаем, что не бывает «слишком» в вопросах превентивных действий и мер. Мы также убеждены, что поддержание рабочих процессов является одним из ключевых вопросов для наших партнеров. Поэтому данное письмо касается не только регуляторных обновлений, но и критических точек, следует принять во внимание при планировании бизнес-процессов, связанных с Украиной.
Парламентом Украины и Кабинетом Министров Украины был принят ряд законодательных актов с целью создания правовой основы для предупреждения и лечения коронавирусной болезни (COVID-19), которыми предусмотрено:
- освобождение от ввозного НДС и пошлин для определенных лекарственных средств, медицинских изделий и средств индивидуальной защиты,
- специальный механизм закупки определенных товаров и услуг,
- продление срока действия регистрационных удостоверений на лекарственные средства, закупаемые специализированными организациями, введение упрощенных процедур государственной регистрации и установление возможности закупки незарегистрированных лекарственных средств,
- существенное упрощение допуска на рынок определенных медицинских изделий и средств индивидуальной защиты и прочее.
Вкратце об основном:
Закон Украины 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)»:
- Кабинет Министров Украины определяет перечень товаров, работ или услуг и порядок их закупки, которые необходимы для предотвращения распространения, локализации и ликвидации вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID — 19);
- операции по ввозу на таможенную территорию Украины медицинских изделий и лекарственных средств, внесенных в Перечень КМУ, временно освобождаются от НДС и ввозной пошлины, и закрепляется временное первоочередное оформление таких товаров;
- упрощение процедуры публичных закупок относительно изделий, определенных и утвержденных КМУ;
- за КМУ закрепляется контроль цен на лекарственные средства, товары медицинского назначения и социально значимые товары;
- со дня объявления карантина до его окончания приостанавливаются сроки получения административных и других услуг, а также сроки предоставления таких услуг;
- предусмотрено, что к числу форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) относится введение карантина, установленного Кабинетом Министров Украины.
Закон Украины 531-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины, направленных на повышение доступности лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения» (указанные ниже положения вступают в силу с 01.04.2020):
- вводится термин «лицо, уполномоченное на осуществление закупок в сфере здравоохранения»: юридическое лицо, созданное МОЗ и уполномоченное осуществлять закупки лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним и услуг за средства государственного бюджета (далее — Уполномоченное лицо);
- вводятся упрощенные процедуры государственной регистрации лекарственных средств для целей закупок Уполномоченным лицом за средства государственного бюджета, а именно:
- 7-ми дневная процедура аутентичности для лекарственных средств, зарегистрированных компетентным органом Соединенных Штатов Америки, Швейцарской Конфедерации, Японии, Австралии, Канады и применяется на территории этих стран или компетентным органом Европейского Союза по централизованной процедуре;
- 30-ти дневная процедура регистрации для других лекарственных средств.
- до 31.03.2022 продлен срок действия регистрационных удостоверений на лекарственные средства, закупаемые специализированными организациями, выданных до 31 марта 2020 (могут находиться в обращении только для целей закупок за средства государственного бюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по охране здоровья);
- предусмотрена возможность закупки незарегистрированных лекарственных средств за деньги государственного и местных бюджетов в соответствии с перечнем, определенным КМУ;
- МЗ предоставлено право заключать договоры управляемого доступа по оригинальных лекарственных средств, в которых будут предусмотрены условия поставки оригинального лекарственного средства на территорию Украины за средства государственного бюджета и/или местных бюджетов. Порядок проведения переговоров по заключению договоров о доступе и заключения договоров о доступе утверждаться КМУ;
- продлен срок действия Закона об осуществлении государственных закупок с привлечением специализированных организаций до 30 апреля 2020 года.
Закон Украины 532-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно повышения доступности лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства государственного бюджета, и создание условий для закупок в сфере здравоохранения за средства государственного бюджета» (указанные ниже положения вступают в силу с 01.04.2020):
- временно освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (до 31 декабря 2022) операции по ввозу на таможенную территорию Украины, поставки и бесплатного снабжения (передачи) лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, ввозимых и/или передаваемых на основе соглашений (договоров), заключенных Уполномоченным лицом;
- перечень таких лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Постановление Кабинета Министров Украины №224 «Об утверждении перечня лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость«.
Постановление Кабинета Министров Украины №225 «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19) на территории Украины»:
- утверждается порядок проведения закупок без использования электронной системы, согласно которому Уполномоченный заказчиком лицо организует и проводит закупки не ранее чем через 48 часов с момента объявления информации, и по результатам обнародует отчет о договоре;
- утверждается перечень товаров, работ и услуг.
Постановление Кабинета Министров Украины №226 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины»: существенно упрощена процедура для введения в обращение средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, медицинских изделий для диагностики in-vitro и активных медицинских изделий, которые имплантируют согласно перечня, утвержденного КМУ.
Для введения в оборот таких изделий необходимо подать в компетентный орган заявление с указанием цели ввоза, информации о производителе, названия изделий, номера партии или серийного номера, объема партии, а также данные о назначении изделия и способа действия. Компетентный орган обрабатывает представленные документы и выдает сообщение о введении в оборот изделий, в отношении которых не выполнены требования технических регламентов, но использование которых необходимо в интересах охраны здоровья.
Компетентным органом для средств индивидуальной защиты является Государственная служба по труду. Компетентным органом для медицинских изделий, медицинских изделий для диагностики in-vitro и активных медицинских изделий, которые имплантируют является Министерство Здравоохранения.
===
Несколько дополнительных комментариев по упрощению процедуры допуска на рынок (введение в обращение) средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, медицинских изделий для диагностики in-vitro и активных медицинских изделий, имплантируют:
- Да, это временное кардинальное упрощение и требования Технических регламентов не применяются: не требуется назначать Уполномоченного представителя производителя, не проводится процедура оценки соответствия, не требуется составление Декларации соответствия, не проводится регистрация ответственного за введение в обращение, не наносится знак соответствия техническим регламентам. Вопрос о языке инструкции по применению (руководстве пользователя) в тексте постановления отсутствует.
- Такое упрощение применяются только для тех изделий, которые указаны в Постановлении Кабинета Министров Украины №224, и освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
- Механизм специального налогообложения операций по реализации изделий на территории Украины (после введения в обращение) отсутствует. Допускаем, что ставка НДС при реализации должна составлять 20%, кроме медицинских изделий соответствующих требованиям Технических регламентов.
- Заявление должно содержать номера партии или серийные номера, объем партии изделий.
- Форма заявления в тексте Постановления не определена.
===
Мы также хотим уведомить наших партнеров о локальной ситуации в Украине, которая может повлиять на рабочие процессы и их планирование. Так, с 17 марта по 3 апреля в Украине будут закрыты все пункты пропуска для международного пассажирского сообщения, а с 12 марта в Украине введен карантин. Эти меры влияют на работу компетентных органов внутри страны и процедуры, связанные с перемещением лиц (инспекции, аудиты).
Производителей медицинских изделий просим уделить внимание основным критическим точкам и учесть их при планировании работ в Украине:
- Внесение информации в реестр лиц, ответственных за введение изделий в обращение. Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (ДЛС), ответственная за прием и обработку обращений,информирует об изменении режима работы на период карантина и, как следствие, об увеличении периода рассмотрения бумажных версий документов. Напомним, что внесение информации в реестр предусмотрено в течение 10 рабочих дней. Восстановление работы ДЛС в стандартном режиме предусмотрено с 03.04.2020.
На прошлой неделе внесение в Реестр медицинских изделий для предотвращения распространения, локализации и ликвидации пандемии коронавирусной болезни, таких как наборы реагентов для определения COVID-19, маски и респираторы, перчатки и др. осуществлялось в срочном режиме.
- Проведение выездных аудитов.Возможно возобновление работы пунктов пропуска для международного пассажирского воздушного сообщения Украины с 03.04.2020. Данные термины включают только предусмотренную работу пунктов пропуска Украины, однако не учитывают ограничения по стороны других стран, поэтому выступают наименее прогнозируемыми. Ряд назначенных органов по оценке соответствия откладывают аудиты в страны со вспышками инфекции до мая-июня 2020 года.
- Работы по процедурепризнания ЕС сертификатовпроводятся в стандартном режиме, и в условиях сложившейся ситуации демонстрируют наибольшую устойчивость. Мы не предполагаем существенно влияния ситуации на работы по признанию.
Производителей лекарственных средств обращаем внимание на возможные задержки в процессе экспертизы регистрационных материалов при регистрации, перерегистрации или внесении изменений, а также выдачи заключений о соответствии требованиям GMP.
Государственный Экспертный Центр планирует перейти на электронный документооборот. Радостной новостью является то, что ГЭЦ принял решение о переносе срока запланированного увеличения стоимости экспертных работ до завершения карантинного периода.
Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками рекомендует перейти к электронной связи и без крайней необходимости не отправлять бумажные экземпляры документов.
Производителей косметических продуктов и специальных пищевых продуктов (в том числе, детского питания) информируем, что Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, а также экспертные институты не останавливают свою деятельность, однако на данный момент работают частично дистанционно, что может повлиять на сроки получения заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и отчетов по научно-исследовательским работам.
По предварительной информации, предусмотрено восстановление обычного режима работы с 03.04.2020. Просим учесть возможные задержки с получением выводов и отчетов:
- проектов, поданных с 17.03.2020 и в течение карантинного периода (17.03.2020-03.04.2020)
- несогласованные к 19.03.2020 проекты будут переданы в лаборатории после окончания карантина (предварительно с 03.04.2020).
Напоминаем, что большинство наших сотрудников переведены на удаленную работу и продолжают выполнять абсолютно все текущие задачи в стандартном рабочем режиме. Переговоры с партнерами проводятся по телефону или другим средствам телекоммуникации, почта и посылки принимаются бесперебойно.
Вцелом, все текущие процессы выполняются своевременно, с надлежащим качеством и экспертизой. Вся наша команда доступна по е-мейл, для быстрой связи рекомендуем использовать мобильные телефоны, указанные в подписи каждого специалиста.
Берегите себя!