В течение последних месяцев был принят ряд законодательных актов, которые существенно влияют на регулирование лекарственных средств, а именно: запрет рекламной информации на маркировке и информации о других лицах, кроме Производителя и Заявителя, который вступает в силу с 18 января 2025 года; параллельный импорт лекарственных средств, закупаемых лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, который […]
Требования к маркировке диетических добавок в Украине
Компания «Кратия» приняла участие в конференции «Диетические добавки: стратегия развития», которая прошла 12 октября 2023 года.
Оксана Олийничук, руководитель отдела FMCG, рассказала о законодательстве и основных требованиях к маркировке диетических добавок, об изменениях в законодательстве, которые вступят в силу в ближайшее время, о важности правильной маркировки и ответственности, предусмотренной за неправильно маркированные продукты.
Как отметила Оксана, маркировка — это только один из способов предоставления информации конечному потребителю о пищевом продукте. Информация о пищевом продукте может быть предоставлена и другими способами: в любых сопроводительных документах и материалах (сюда включаются и «листки-вкладыши» или «инструкции», которые присутствуют в упаковках некоторых диетических добавок), в устных сообщениях и другим способом, в том числе с использованием современных средств дистанционной связи.
Оксана обратила внимание на важность соблюдения всех требований законодательства (в том числе к утверждениям о пищевой ценности и полезности для здоровья) не только для информации, указанной непосредственно на упаковке или этикетке, но и в упомянутых «листках-вкладышах» или «инструкциях», так как они также относятся к «информации о пищевом продукте». Она подчеркнула, что наличие и обязательность таких «листков-вкладышей» или «инструкций» для диетических добавок не требуется пищевым законодательством, так как вся обязательная информация о пищевом продукте должна быть предоставлена непосредственно на упаковке или этикетке, прикрепленной к ней.
Основное законодательство, которое устанавливает требования к информации о диетических добавках, состоит из десятка различных нормативно-правовых актов. При этом «базовыми» являются два документа: Закон Украины «О информации для потребителей о пищевых продуктах», который устанавливает требования ко всем пищевым продуктам, и «Гигиенические требования к диетическим добавкам», который дополнительно к закону устанавливает требования, касающиеся непосредственно диетических добавок.
При этом законодательство постоянно обновляется. Например, уже на данный момент есть три новых редакции Закона Украины «О информации для потребителей о пищевых продуктах», которые вступят в силу в разные даты: 26.10.2023 г., 23.11.2023 г. и 16.09.2026 г.
Кроме того, при внесении изменений в действующие документы или принятии новых документов, как правило, устанавливаются переходные периоды, в течение которых диетические добавки могут не соответствовать новым требованиям, но после завершения этих периодов они должны соответствовать.
Так, например, в этом году недавно завершились такие трехлетние переходные периоды для:
- приказа Минздрава № 1145 от 15.05.2020 «Требования к утверждениям о пищевой ценности пищевых продуктов и утверждениям о пользе для здоровья пищевых продуктов» — переходный период закончился 21.08.2023 г.;
- приказа Минздрава № 1613 от 16.07.2020 «Правила добавления витаминов, минеральных веществ и некоторых других веществ в пищевые продукты» — переходный период закончился 02.10.2023 г.
Поэтому важно постоянно отслеживать все изменения в законодательстве, а также все переходные периоды и даты их завершения, и своевременно корректировать маркировку своих диетических добавок, а также информацию, указанную в «листках-вкладышах», других сопроводительных документах и материалах, рекламе, в интернете и так далее, и приводить это в соответствие действующему законодательству.
В противном случае такие диетические добавки, маркировка которых не соответствует требованиям законодательства, будут считаться неправильно маркированными пищевыми продуктами.
Согласно Закона Украины «Про основные принципы и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов», запрещено оборот неправильно маркированных продуктов. Такие продукты подлежат изъятию из оборота и/или отзыву. Они могут быть вновь введены в оборот только при условии исправления маркировки.
Маркировка является объектом государственного контроля, который осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучие животных».
Проверки, проводимые Государственной службой по вопросам защиты прав потребителей Украины, могут быть как плановыми в соответствии с утвержденным годовым планом проверок, так и внеплановыми, в том числе по обращениям граждан. Например, приказом Минагрополитики от 03.01.2023 года № 5 установлен перечень оснований для проведения внеплановых проверок по соблюдению законодательства о пищевых продуктах на период военного положения. Одним из таких оснований является обращение физического лица о нарушениях, которые причинили вред его правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при их наличии).
Кроме того, маркировка может проверяться и во время таможенного оформления. В соответствии с Законом Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучие животных» физическая проверка грузов с продуктами, независимо от вида продукта, должна включать проверку упаковочных материалов и маркировки на упаковке на их соответствие законодательству.
За несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность, в том числе штрафные санкции. При этом штрафы, накладываемые в соответствии с Законом Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучие животных», составляют для юридических лиц почти от 33 000 грн до 200 000 грн. Но это не вся финансовая ответственность, так как штрафы могут быть накладывать и Антимонопольный комитет Украины за введение в заблуждение и ложную информацию, указанную на упаковке, этикетке, сопроводительных документах, рекламе и так далее, и эти штрафы существенно выше.
Все это должно быть мощным стимулом иметь правильно маркированный продукт и не нарушать требования законодательства. Основной принцип, действующий в законодательстве о маркировке пищевых продуктов, заключается в том, что информация о продукте не должна вводить потребителя в заблуждение. На этикетке должна быть правда о продукте, а не креатив маркетологов, на основе которой потребитель должен иметь возможность сделать осознанный выбор.
Компания «Кратия» предлагает комплекс работ для регистрации в Украине диетических добавок, детского питания и пищевых продуктов для специальных медицинских целей:
- предоставление консультаций по поводу требований к легализации продукции;
- проверка состава продукта, рекомендуемой суточной дозы потребления, показателей безопасности;
- проверка маркировки;
- подача уведомления о введении в обращение;
- получение добровольного заключения по качеству и безопасности.
Мы отлично владеем законодательством Украины и ЕС, имеем большой опыт работы. Мы возьмем на себя руководство и организацию процесса, поможем сформировать пакет документов и провести процедуру в сжатые сроки.
Предварительные консультации мы предоставляем бесплатно, звоните нам по телефону +38 (044) 332-42-94, 221-71-29, или пишите нам по электронной почте info@cratia.ua, или приезжайте на встречу к нам в офис.