Фармаконадзор
Порядок ведения фармаконадзора в Украине утвержден Приказом Министерства здравоохранения от 27.12.2006 г. №898 «Порядок осуществления фармаконадзора» и основан на международных стандартах, включая Директиву ЕС №2001/83 и Регламент Совета ЕС №2309/93.
Компетентным государственным органом является Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины (ГЭЦ). В свою очередь, ГЭЦ организовывает работу врачей всех медицинских учреждений всех форм собственности, и работу всех Заявителей/владельцев регистрационных свидетельств на разрешенные к применению в Украине лекарственные средства.
Заявитель (держатель регистрационного свидетельства) обязан создать и поддерживать функционирование системы фармаконадзора в Украине. Для этого Заявитель назначает УЛОФ (уполномоченное лицо, ответственное за фармаконадзор — QPPV), а если Заявитель находится не в Украине — то назначает единое КЛОФ (контактное лицо, ответственное за фармаконадзор — LQPPV) в Украине.
УЛОФ и КЛОФ должны соответствовать специальным требованиям к образованию и опыту работы. Их контактные данные и CV подаются вместе с Заявкой на регистрацию (перерегистрацию) лекарственного средства, а смена УЛОФ или КЛОФ проводится путем подачи Заявки на изменения.
Для создания и поддержания системы фармаконадзора в Украине для Заявителя-нерезидента необходимо:
- Назначить локальное контактное лицо (КЛОФ) и его заместителя.
- Подать данные о системе фармаконадзора (данные УЛОФ и КЛОФ, местоположение системы фармаконадзора и ее краткое описание) в компетентный орган.
- Провести внутреннее обучение КЛОФ и его заместителя.
- Создать и поддерживать систему сбора, оценки и подачи данных о побочных реакциях, отсутствии эффективности в Украине, в том числе:
- прием информации по телефону 24/7;
- обучение персонала Заявителя на территории Украины;
- подписание Договоров об обмене данными по безопасности (SDEA) с операторами рынка (импортерами, дистрибьюторами, маркетирующими организациями и пр.);
- еженедельный локальный мониторинг специализированной литературы и веб-сайтов компетентных органов.
- Получать и оценивать сообщения о зарубежных нежелательных явлениях на лекарственное средство, при необходимости – подавать данные в компетентный орган.
- Предоставлять оперативную сводную информацию обо всех побочных явлениях и/или обо всех случаях отсутствия эффективности лекарственного средства по запросу компетентного органа.
- Создать и поддерживать систему управления рисками.
- Утвердить график подачи PSUR/PBRER.
- Создать и поддерживать функционирование баз данных по фармаконадзору.
- Вести реестр всех событий системы фармаконадзора в Украине.
- Создать и поддерживать систему качества фармаконадзора, проводить внутренние аудиты.
К созданию и поддержанию системы фармаконадзора в Украине могут быть привлечены третьи лица, например, все либо часть функций могут быть переданы компании “Кратия”.
С 2006 года мы профессионально выполняем работы по созданию и поддержанию фармаконадзора в Украине для зарубежных и национальных производителей. Мы готовы предложить:
|
Подача информации о побочных явлениях
Заявитель при подаче сообщений о побочных реакциях при использовании лекарственного средства и/или отсутствии эффективности лекарственного средства своевременно подает в Государственный экспертный центр:
- Информацию о случаях развития в Украине серьезной побочной реакции, которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства — в течение 15 календарных дней;
- Информацию о случаях развития в Украине не серьезной побочной реакции, которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства — в течение 90 календарных дней;
- Информацию о случаях развития на территории другой страны серьезной непредвиденной побочной реакции, которая привела к смерти пациента или угрозе жизни пациента, про все подозреваемые случаи передачи инфекции лекарственным средством, которая имеет медицинское подтверждение и при наличии причинно-следственной связи между побочной реакцией и использованием лекарственного средства — в течение 15 календарных дней;
- Информацию о случаях нарушений, которые возникают в процессе производства вакцин, туберкулина — не позднее 48 часов;
- Информацию о случаях отсутствия эффективности лекарственного средства в Украине — не позднее 15 календарных дней, которые возникают во время:
- лечения состояний, угрожающих жизни, или неотложных состояний, кроме случаев, когда отсутствие эффективности связано с прогрессированием заболевания, а не с применением лекарственного средства,
- использования вакцин,
- использования контрацептивов.
В составе очередного PSUR подается информация:
- Об остальных случаях развития побочной реакции на территории другой страны.
- Об остальных случаях отсутствия эффективности лекарственного средства.
Формат подачи: форма-сообщения / CIOMS / E2B.
Сообщение о побочной реакции лекарственного средства и/или отсутствии его эффективности Заявитель может подать в Государственный экспертный центр через Автоматизированную информационную систему фармаконадзора (АИСФ) в виде:
- Заполненной формы-сообщения о побочной реакции.
- CIOMS-формы — PDF-формат.
- CIOMS-формы — Е2В-форма.
Подача PSUR/PBRER
PSUR (Периодически обновляемый отчет по безопасности, англ.: Periodic Safety Update Report) – это документ, содержащий оценку соотношения польза/риск лекарственного средства на протяжении всего жизненного цикла, предназначенный для представления владельцем регистрационного свидетельства в регуляторные органы в определенные сроки пострегистрационного периода.
В настоящее время PSUR подается для всех лекарственных средств, кроме:
- лекарственных средств, которые имеют хорошо изученное медицинское применение,
- генерических лекарственных средств,
- традиционных лекарственных средств растительного происхождения,
- гомеопатических лекарственных средств,
за исключением случаев, когда подача PSUR :
- указана в регистрационном свидетельстве, как условие его выдачи,
- определена в списке сроков подачи PSUR, утвержденном Министерством здравоохранения Украины;
- требуется Министерством здравоохранения или Государственным экспертным центром в связи с проблемами по безопасности или в связи с отсутствием PSUR для активной субстанции после выдачи регистрационного свидетельства (если референтное лекарственное средство более не зарегистрировано в Украине).
Периодичность подачи PSUR:
1. После первой регистрации в Украине, как первой стране мира, или с момента регистрации лекарственного средства в любой стране мира (международный день рождения лекарственного средства):
- 1 раз в 6 месяцев – в течение первых 2-х лет после получения регистрационного свидетельства,
- 1 раз в год – в течение последующих 2-х лет,
- далее – 1 раз каждые три года, начиная с даты регистрации лекарственного средства.
Если сроки подачи PSUR будут совпадать со сроками, согласно периодичности их представления, то PSUR подается в соответствии со сроками, указанными в периодичности их представления.
2. Или в соответствии с периодичностью, указанной в регистрационном свидетельстве.
3. Или в соответствии со сроками согласно периодичности представления PSUR.
4. Для лекарственных средств, зарегистрированных после вступления в силу Приказа №898, согласно срокам, указанным в периодичности представления PSUR, или по желанию Заявителя, но не реже установленной периодичности.
5. По запросу Государственного экспертного центра.
Сроки генерации PSUR:
- В течение 70 календарных дней с даты закрытия базы данных для генерации PSUR, отчетный период которых охватывает до 12 месяцев включительно.
- В течение 90 календарных дней с даты закрытия базы данных для генерации PSUR, отчетный период которых охватывает более 12 месяцев.
- В течение 90 календарных дней с даты получения запроса на предоставление PSUR.
Язык представления PSUR:
PSUR подается на украинском или английском языке. В случае представления PSUR на английском языке следующие разделы подаются в переводе на украинский язык:
- III «Меры по безопасности, принятые в течение отчетного периода»,
- IV «Изменения в справочной информации по безопасности»,
- XVIII «Интегрированный анализ польза / риск для зарегистрированных показаний» и
- XIX «Выводы и мероприятия» или другие разделы, содержащие такую информацию.
Разделы XVI «Оценка сигналов и рисков» и XVII «Оценка пользы» PSUR подаются в переводе на украинский язык в случае необходимости по требованию Центра.
Формат подачи PSUR:
PSUR подается в ГЭЦ в бумажном виде, приложения к PSUR могут быть представлены в электронном виде. В период пандемии COVID-19 допускается подача PSUR только в электронном виде.
Управление рисками
План управления рисками (ПУР, англ.: Risk Management Plan) — это документ, содержащий детальное описание системы управления рисками лекарственного средства и отображающий вид деятельности по фармаконадзору, направленный на:
- идентификацию рисков,
- характеристику рисков,
- предотвращение или минимизацию рисков и
- оценку эффективности этих мероприятий.
Заявитель создает и предоставляет ПУР:
- для всех новых заявлений на регистрацию лекарственных средств, в том числе генерических лекарственных средств (за исключением традиционных и гомеопатических лекарственных средств);
- в случае изменений, требующих новой регистрации (новой лекарственной формы, нового способа введения, нового процесса производства биотехнологического лекарственного средства, педиатрических показаний и других существенных изменений в показаниях);
- в случае появления / выявления новых данных, влияющих на соотношение польза / риск лекарственного средства, текущую спецификацию, план по фармаконадзору, меры по минимизации рисков или их эффективность, или в течение 60 дней после достижения важных результатов по фармаконадзору или минимизации рисков;
- в случае перерегистрации, если ПУР необходим по результатам оценки соотношения польза / риск;
- по требованию Государственного экспертного центра в течение 60 дней после подачи запроса.
ПУР не подается для лекарственных средств, которые были перерегистрированы в Европейском союзе до июня 2012, кроме случаев, когда ПУР необходим по результатам оценки соотношения польза/риск.
Требования к ПУР:
ПУР подается в формате отдельного документа в соответствии со структурой, приведенной в приложении 14 к Порядку осуществления фармаконадзора (Приказ №898), или другой структуры, содержащей аналогичные модули, части, разделы. Требования ЕС к структуре ПУР представлены в следующих документах:
- 25.07.2013 Guidance on format of the risk management plan (RMP) in the EU – in integrated format;
- 30 March 2017 EMA/PRAC/613102/2015 Rev.2 accompanying GVP Module V Rev.2 Human Medicines Evaluation Guidance on the format of the risk management plan (RMP) in the EU – in integrated format;
- 31 Осtober 2018 EMA/164014/2018 Rev.2.0.1 accompanying GVP Module V Rev.2.0.1 Human Medicines Evaluation.
Язык и формат подачи ПУР:
При создании ПУР следует учитывать требования к заполнению в зависимости от типа заявления на регистрацию лекарственного средства. Каждый представленный ПУР должен иметь уникальный номер версии и дату его создания.
ПУР подается на украинском или английском языке. В случае представления ПУР на английском языке следующие части подаются в переводе на украинский язык:
- V «Мероприятия по минимизации рисков»,
- VI «Резюме плана управления рисками».
Модуль VIII «Резюме проблем безопасности», часть III «План по фармаконадзору», часть IV «Планы пострегистрационных исследований эффективности» подаются в переводе на украинский язык по требованию Государственного экспертного центра.
ПУР предоставляется в бумажном виде, а приложения к нему могут быть представлены в электронном виде.
Наши услуги и работы
Наша компания с 2006 года профессионально выполняет работы по регистрации, управлению безопасностью (фармаконадзору) и качеством лекарственных средств в Украине, а также предоставляет множество сопутствующих услуг. Наша большая команда обладает необходимыми знаниями, опытом и умениями, наши специалисты владеют английским языком.
Мы предлагаем:
- создание и поддержание системы фармаконадзора, аутсорсинг локального контактного лица и его заместителя в Украине и 11 странах региона СНГ;
- разработку и внедрение системы качества фармаконадзора (PVMF, Руководство по качеству, СОПы и инструкции, журналы и пр.);
- обучение персонала;
- разработку (написание) ПУР (RMP), PSUR / PBRER;
- внедрение баз данных по фармаконадзору;
- независимый аудит систем фармаконадзора.
Также мы готовы предложить:
- консультации, разработку регистрационной стратегии;
- организацию регистрации, перерегистрации и внесения изменений;
- подтверждение соответствия производства требованиям GMP путем признания либо инспектирования;
- перевод научной, медицинской, технической и юридической документации;
- работы в режиме “бек-офиса”: подготовку регистрационного досье либо его частей без подачи;
- разработку и предпечатную проверку графических макетов упаковки и инструкции;
- разработку (написание) частей регистрационного досье;
- разработку документации и лицензирование импорта;
- разработку документации для внесения лекарства в Национальный перечень (HTA).
Прием информации о побочных реакциях и/или отсутствии эффективности по телефону +38 (044) 361 48 28, или пишите на e-mail pv@cratia.ua
Вся информация и личные данные, которыми Вы поделитесь с нами по голосовой почте, во время телефонного разговора или по электронной почте, будут защищены и сохранены в тайне в соответствии с внутренними процедурами и местным законодательством. Ваша информация и персональные данные будут использованы в целях контроля безопасности лекарственных средств и для того, чтобы мы могли надлежащим образом ответить на Ваш запрос. Вы имеете право на доступ к своим личным данным, которые мы храним о Вас. Для получения дополнительной информации о том, как мы собираем и используем Ваши персональные данные, а также о Ваших правах в отношении Ваших персональных данных, пожалуйста, отправьте запрос по адресу pv@cratia.ua.